румыния

Москва и Бухарест расторгли контракт на транзит российского газа через территорию Румынии по обоюдному согласию сторон. Изначально планировалось, что договор будет действовать до конца 2023 года. В результате Бухарест теперь может использовать для транспортировки топлива свою инфраструктуру. Молдавия сможет получать тот же российский газ, но из Румынии. На фоне этого молдавский президент Майя Санду решила разобраться с Приднестровьем, потребляющим российский газ, но не оплачивающим его. 

Выгодно всем

«Контракт на транспортировку природного газа по территории Румынии в третьи страны, заключенный с «Газпром экспорт», прекращает действие по согласию обеих сторон», — такое сообщение распространила румынская компания «Трансгаз» по итогам переговоров, в которых помимо российской и румынской газовых компаний приняли участие представители Еврокомиссии. Изначально подразумевалось, что соглашение, по которому природный газ прокачивался по газопроводу Т3 на территории Румынии в третьи страны, будет действовать до 31 декабря 2023 года.

Как заявил бывший министр энергетики Румынии Рэзван Николеску, в расторжении договоренности между Москвой и Бухарестом нет ничего удивительного. «Это ожидалось. Прекращение действия этого соглашения не проблема для «Трансгаза», если по трубопроводу будет течь другой газ. Если же трубопровод останется пустым, часть дохода будет потеряна. Я надеюсь, что будут найдены решения для использования этой инфраструктуры», — пояснил он.

Дело в том, что раньше Бухарест по договору с «Газпромом» транспортировал российский газ по трубопроводным веткам Т1, Т2 и Т3. Теперь, как отмечают румынские власти, «другие страны могут резервировать мощности на этих транзитных газопроводах».

В Румынию газ поступал транзитом через Украину (этот маршрут считается одним из наименее привлекательных для поставок российского газа в Европу) для дальнейшей прокачки в страны юга Европы: Болгарию, Грецию, Северную Македонию и Турцию. Однако после того, как запустили «Турецкий поток», необходимость в этом отпала: транзит через Румынию фактически не шел. Получилось, что новый маршрут дешевле, к тому же лишен серьезных геополитических рисков. Румынские власти подразумевают, что теперь страна может закачивать в них газ из «Турецкого потока» и поставлять его в Молдавию и на Украину. Помимо этого, когда у власти находился Игорь Додон, в Молдавии построили реверсный трубопровод, соединяющий юг страны с Румынией.

— Договор был расторгнут по обоюдному согласию, в присутствии представителей Еврокомиссии, поскольку транзит газа через территорию Украины становится просто нерентабельным. «Турецкий поток» в этом плане более выгоден. Это всё ценовая политика. При этом обе стороны договорились развивать другие проекты в нефтегазовой сфере. Румыния, как и другие европейские страны, получает газ по более короткому и более выгодному маршруту, — пояснил заведующий отделом Приднестровья и Молдовы Института стран СНГ Сергей Лавренов.

В свою очередь старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, эксперт РСМД Дмитрий Офицеров-Бельский указывает на то, что стратегические цели России и Румынии трансформировались на протяжении долгого времени.

— Говорить о том, что решающие изменения произошли уже сейчас, было бы преждевременно, но они произойдут. Поставлена мощная запятая. Россия стремится избавиться от транзита через Украину. В январе был зафиксирован минимум прокачки газа через Украину с момента распада СССР, — отметил политолог.

Большой долг

Молдавские власти надеются, что так они станут более независимы от Москвы. Это вписывается в проект, о котором после победы на выборах президента объявила Майя Санду, — «создание единого межгосударственного инфраструктурного проекта ликвидации всех элементов присутствия России в Молдавии».

После расторжения газового контракта между Россией и Румынией Санду назвала нечестным долг своей страны перед «Газпромом». «На правом берегу у нас почти нет долгов «Газпрому», потому что мы платим и платили все эти годы. С другой стороны, на левом берегу не платили за газ, и там долг очень большой. И конечно, нельзя ожидать от нас на правом берегу, что мы сможем оплатить. Это несправедливо», — заявила политик.

После встречи главы государства с генпрокурором в Молдавии началось расследование, в центре которого — вопрос потребления и оплаты российского газа в Приднестровье. Раньше, независимо от геополитических пристрастий, молдавское руководство традиционно подписывало договоры на поставку российского газа на левый берег Днестра. Таким образом, Кишинев брал на себя обязательство платить за газ, который используют и в непризнанном государстве.

Газ помимо граждан получают еще и крупные предприятия. В частности, Молдавский металлургический завод в Рыбнице, который платит за топливо деньги не Кишиневу в лице АО «Молдовагаз» и не «Тираспольтрансгазу», а еще одной структуре — «Тираспольтрансгаз-Приднестровье». Генпрокуратуре Молдавии теперь предстоит выяснить, куда поступают деньги из этой компании. Из-за неплатежей Приднестровья долг «Молдовагаза» за российские поставки сейчас достигает порядка $7,5 млрд, и выплатить его теперь предстоит Молдавии. Против этого активно выступает Санду.

Привязать Молдавию

Майя Санду занимает противоречивую позицию, считает Сергей Лавренов.

— С одной стороны, она утверждает, что это не долг Кишинева, с другой — в каждом заявлении подчеркивает, что Приднестровье является частью Молдавии, то есть выступает за территориальную целостность. Еще в 2005 году молдавским парламентом был принят закон, согласно которому Приднестровью был приписан особый статус, то есть юридически Кишинев считает Приднестровье своей частью. А раз так, то кто же должен платить долги? — отметил политолог.

Молдавия старается диверсифицировать поставки российского газа. В прошлом году стало известно, что достроили газопровод Унгены–Кишинев из Румынии в Молдавию; нитка стала продолжением 43-километрового участка Яссы (Румыния) – Унгены. Он соединил Кишинев с европейской газотранспортной системой (ГТС). Планируется, что по новой магистрали общей протяженностью 120 км Молдавия сможет ежегодно получать из Румынии 1,5 млрд кубометров газа.

— Возведение этого газопровода обосновывали тем, что Румыния нашла на шельфах Черного моря большие запасы газа. Но пока их никто не разрабатывает, у самой Румынии нет технологий для их разработки. Этот вопрос должны были решить еще осенью 2019 года, но пока всё по-прежнему в подвешенном состоянии, — отметил в беседе с «Известиями» Дмитрий Офицеров-Бельский.

В Бухаресте утверждают, что таким образом они предоставят жителям Молдавии альтернативу российскому газу. Впрочем, пока труба пуста. По мнению специалистов, в лучшем случае газ по ней пойдет в 2022 году. Это связано и с технической неготовностью Бухареста поставлять такие объемы голубого топлива, и с высокой ценой газа из Румынии: Бухарест покупает российский газ, и это лишь повысит цену. Помимо этого, не готова инфраструктура. Румыния на своей стороне должна достроить и запустить ветку Онешть–Гэрэешть–Лецкань, а также возвести две компрессорные станции.

К тому же новый газопровод не дотягивается и до Приднестровья, подчеркивает политолог.

— Приднестровье не готово к получению газа из Румынии. До Кишинева труба дотянута, а до Молдавской ГРЭС, расположенной на территории Приднестровья, — нет, — сообщил Офицеров-Бельский.

Эксперт отмечает, что еще предстоит решить много вопросов. В 2024 году заканчивается контракт, заключенный между Москвой и Киевом на прокачку транзитного газа через территорию Украины.

— Россия, скорее всего, заявит, что прокачка газа через Украину лишена смысла, и больше этого делать не будет. Европе придется с этим смириться, — считает политолог. — Бухарест рассчитывает на то, что они свою газотранспортную инфраструктуру унифицируют с молдавской, есть также планы полностью унифицировать инфраструктуру для передачи электричества. Хотя де-юре существуют два государства, но фактически с экономической и инфраструктурной точек зрения Румыния стремится привязать Молдавию к себе.