«…И она все летела: вниз, и вниз, и вниз! Неужели это никогда не кончится?» Цитата из детской книги про Алису как нельзя более точно описывает состояние российского автомобильного рынка. Он падает с 2014 года, и процесс, увы, еще не завершен. Да, темпы падения замедлились, но видно ли дно? Какую стратегию выберут автопроизводители, чтобы минимизировать рост цен на продукцию и, таким образом, попытаться удержать продажи? И какого пути придерживаться производителям отечественных автокомпонентов, чтобы не выпасть из обоймы? Эти вопросы обсудят участники Восьмой международной конференции «Полимеры в автомобилестроении 2016», которую компания INVENTRA проведет в Москве 18 мая.
Продажи в России новых легковых автомобилей в марте снизились на 10% по сравнению с мартом прошлого года. Картина за первый квартал еще печальнее: минус 17%. Эксперты ожидают, что в ближайшее время улучшения ждать не стоит – объективно нет никаких предпосылок не только для роста, но даже для стабилизации. На падение продаж влияет и постоянное повышение цен. Только за последний месяц две трети автопроизводителей, представленных на российском рынке, поменяли ценники: подорожание составило от 2% до 13%. Как в таких условиях будет выглядеть российский автопарк и каких изменений ждать – расскажет директор по развитию Russian Automotive Market Research Александр Козлов.
В сложившихся условиях все больше автопроизводителей возлагают надежды на локализацию. Она дает удешевление компонентов за счет внутренних поставок и возможность регулировать цену на конечную продукцию – готовые автомобили. Доклад о локализации полимерных производств на территории России представит Игорь Марчев, директор по работе с инвесторами корпорации «РосОЭЗ».
Местные поставщики компонентов идеальны в теории, но на практике их поиск – процесс небыстрый и нелегкий. Автоконцерны предъявляют к своим контрагентам довольно серьезные требования. И сырье, и процесс производства, и продукция должны быть сертифицированы по международным стандартам. Для отечественных же компонентщиков это зачастую невозможно из-за устаревших технологий и оборудования. Готовы ли они к техническому перевооружению? Об этом расскажет директор по науке и развитию НПП «Полипластик» Михаил Кацевман.
Автозаводы, говоря о работе с локальными производителями компонентов, делают упор на надежность, приемлемые цены и долгосрочное сотрудничество. Способны ли российские компании поставлять продукцию стабильного качества и на регулярной основе? Есть ли возможность увеличить закупки отечественных компонентов и компаундов? Свою позицию по этому вопросу озвучат представители крупных автозаводов: Ирина Смольякова (Автоваз-Renault-Nissan), Гузель Кирсанкина (Ford Sollers Holding), Хайретдин Шараев («Камаз»), Тимур Микая («Автотор Холдинг»).
Возникающие сложности с российскими компонентщиками вынуждают автопроизводителей обращать внимание на локализованных иностранных поставщиков. Последние же, увидев свободную по сути нишу, активно работают в этом направлении. О результатах своей компании расскажет Сергей Степанов, ведущий менеджер проектов дивизиона химии и электроники «Тойота Цусе Рус».
Тем не менее, отечественные производители компонентов не теряют надежду на более тесное сотрудничество с автопромом, особенно иностранными брендами. Они готовы и совершенствовать технологии, и разрабатывать новые продукты, и сертифицироваться. Своими разработками и идеями поделятся компании «Пластик Узловая», «Борышев Пластик рус», «К-ФЛЕКС», «Завод микропровод» и «3М Россия».
Однако как бы автопроизводители и компонентщики не стремились друг к другу, им не обойтись без третьего – государства. Сейчас в отрасли сложилась та ситуация, когда позитивные изменения могут происходить лишь при помощи Правительства. В частности, повышение спроса на авто первичной комплектации возможно за счет продления программ государственной поддержки. Она включает в себя льготный лизинг, льготное автокредитование и поддержку спроса через программу утилизации и trade-in. Еще одним важным решением для поддержания автомобильной промышленности станет выделение бюджетных средств по программе поддержки экспорта для отечественных и локализованных автопроизводителей.
Таким образом, эффективно и результативно может работать только связка «автопром-компонентщики-государство». Ни одно из звеньев из цепочки убрать нельзя – именно в трехстороннем взаимодействии и заключается секрет успеха. Первый шаг в этом направлении был сделан 18 апреля на встрече главы Минпромторга Дениса Мантурова с новым руководителем «Автоваза» Николя Мором. Ключевая идея встречи и ее главный результат – договоренность, что «нужно максимально полно использовать комплектующие местного производства». Тема будет продолжена на ежегодной встрече основных игроков рынка «Полимеры в автомобилестроении 2016».