Министерство энергетики РФ считает, что наименее затратным вариантом сохранения качества нефти в системе ОАО "АК "Транснефть" является выделение отдельного высокосернистого потока нефти в направлении порта Усть-Луга, сообщает пресс-служба "Транснефти" со ссылкой на заявление директора департамента переработки нефти и газа министерства Михаила Грязнова.

По словам Грязнова, Минэнерго России совместно с ОАО "АК "Транснефть" и нефтяными компаниями рассмотрело три варианта решения данной задачи: равномерное распределение сернистой нефти по экспортным направлениям, выделение отдельного высокосернистого потока и переработка такой нефти на НПЗ, расположенных в местах ее добычи.

Обоснование позиции

"Инвестиции в строительство нового завода под переработку высокосернистой нефти будут иметь низкие показатели окупаемости. Такой НПЗ требует дополнительных капитальных затрат и операционных расходов, связанных со сложными технологиями переработки высокосернистой нефти. При этом цена нефтепродуктов, производимых этим НПЗ, должна соответствовать рынку. Это неоправданная трата денег нефтяных компаний", - сказал Михаил Грязнов.

Анализ потерь по двум другим вариантам, в том числе потерь федерального бюджета, компаний-экспортеров и ОАО "АК "Транснефть", показал, что наименее затратным представляется вариант выделения высокосернистого потока нефти. Содержание серы в направлении порта Усть-Луга при реализации этого варианта может вырасти до 2,55%.

"Нефть с аналогичным содержанием серы имеет хороший спрос и стабильно поставляется из ряда стран Ближнего Востока на европейские рынки. Очевидно, что скидка к цене такой нефти приводит к меньшим потерям для компаний по сравнению со строительством и эксплуатацией НПЗ, способного перерабатывать высокосернистую нефть", - отметил чиновник.

При ожидаемом сохранении качественных характеристик нефти в рамках установленных предельных значений на период до 2018 года Минэнерго России будет продолжать мониторинг ее качества для своевременного принятия решения о формировании выделенного грузопотока высокосернистой нефти. При этом Михаил Грязнов добавил, что в среднесрочной перспективе будет равномерно увеличиваться содержание серы по западным экспортным направлениям до существующих предельно допустимых значений.

"Транснефть" неоднократно поднимала вопрос о необходимости решения проблемы повышения содержания серы в российской нефти. По данным компании, с 2005 по 2013 год прирост высокосернистой нефти составил 22,8 млн тонн и достиг значения 76,5 млн тонн. В основном ухудшение произошло за счет поставок нефти из Татарстана, Удмуртии, Башкирии.

"Транснефть" предложила выделить один высокосернистый поток нефти с содержанием серы до 2,5% с направлением на нефтетерминал в Усть-Лугу, поскольку качество нефти, поставляемой в западном направлении, ухудшается. В результате реализации проекта из транспортной системы будет отвлечено порядка 23 млн тонн высокосернистой нефти, что приведет к стабилизации качества нефти на основных экспортных направлениях и улучшению качественных показателей нефти, перерабатываемой на российских НПЗ. Кроме того, появится возможность увеличить поставку малосернистой нефти в восточном направлении.

Компания не исключала, что в России может появиться новый сорт нефти, аналогичный по качеству международным сортам Kirkuk и Basrah Blend, с содержанием серы 2,1-3,2%, пишет ТАСС.