автопром

Минэкономразвития ожидает небольшого роста продаж новых автомобилей в 2016 году — впервые за три года непрерывного падения. Автопроизводители опасаются, что рост станет предлогом для сворачивания программ господдержки.

В 2016 году рост продаж новых легковых автомобилей может составить 0,4% (в 2015 году они должны составить 1,5–1,7 млн), говорится в проекте прогноза социально-эко­номического развития на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, размещенном на сайте Минэкономразвития.

Минэкономразвития ожидает восстановления рынка со следующего года после трех лет непрерывного падения. По данным агентства «Автостат», в 2013 году авторынок сократился на 6%, в 2014 году — на 10,3%, до 2,34 млн штук. В этом году, по разным оценкам, продажи легковых автомобилей могут упасть еще на 15–35%, до 1,5–1,7 млн штук.

Прогноз чиновников оказался более пессимистичным, чем дававшиеся ранее экспертные оценки. Так, согласно базовому сценарию Boston Consulting Group (BCG), рост продаж автомобилей в 2016 году должен составить 10,5%. PricewaterhouseCoopers ожидает роста на 4,4%.

В 2017–2018 годах, по оценкам Минэкономразвития, рост производства будет выше — на 10 и 8,5% соответственно. Но до уровня 2014 года за следующие три года отрасль не восстановится. С учетом этого прогноза мощности автопрома к 2018 году будут загружены чуть выше, чем наполовину.

Минпромторг ранее прогнозировал среднегодовой рост рынка в 2017–2018 годах на уровне 7%.

Динамика производства легковых автомобилей в 2016 году также останется на уровне текущего года (рост на 0,3%), полагают в МЭР. По данных Росстата и оценкам Мин-

экономразвития, в 2015 году в России будет выпущено 1,37 млн машин — на 21,2% меньше, чем в 2014-м. Падение производства машин обусловлено сокращением реальных располагаемых денежных доходов, а также нарастающей макроэкономической нестабильностью, говорится в материалах министерства. В мае ведомство прогнозировало сокращение производства в 2015 году на 18–20%. Загрузка мощностей по производству автомобилей в 2015 и 2016 годах составит около 46%.

Автопроизводители пока не раскрывают производственные планы на 2016 год. Несмотря на восстановление рынка, АвтоВАЗ, наоборот, может снизить объем выпуска машин. По данным сайта «Русский автомобиль», которому удалось ознакомиться с производственным планом тольяттинского автозавода, в 2016 году предприятие с учетом дочерней «ИжАвто» планирует собрать 380,4 тыс. машин, в том числе по контракту для альянса Renault-Nissan. План
АвтоВАЗа на 2015 год — 538 тыс. автомобилей, то есть снижение объемов производства в 2016 году может составить 30%. Завод может сократить сборку, сняв с конвейера модель Lada Priora и удлиненную версию внедорожника 4х4, сообщает сайт со ссылкой на материалы компании. Представитель
АвтоВАЗа планы не раскрывает.

Сокращение производства на 20% допустил и представитель Sollers, но только если правительство отменит меры поддержки спроса на автомобили.

Автопроизводители опасаются, что восстановление рынка станет предлогом для сворачивания программ господдержки по стимулированию спроса на новые автомобили. О такой возможности, в частности, 20 октября говорил журналистам министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «Мы рассчитываем, что экономика будет постепенно разогреваться и автомобильный рынок будет постепенно восстанавливаться и без целевой господдержки», — заявил он журналистам, отвечая на вопрос, какой объем субсидий автопрому рассматривается на 2016 год (цитата по Интерфаксу).

С конца 2014 года в России действуют несколько программ стимулирования спроса на автомобили. Это программа обновления автопарка (утилизация и trade-in), а также льготное автокредитование и автолизинг. В целом за два года государство выделило на них 42 млрд руб. В 2015 году по всем программам будет продано около 500 тыс. машин — примерно треть от общего объема продаж новой техники.

При отсутствии господдержки автопрома в 2016 году прогноз Минэкономразвития не сбудется, предупреждают автопроизводители. Без нее продажи автомобилей в следующем году могут упасть на 20–30%, до 1,2–1,3 млн штук, заявил на прошлой неделе глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. Мантуров, впрочем, оговорился, что окончательного решения о продлении господдержки пока нет.

«Мы не ожидаем оживления рынка в следующем году, поэтому считаем, что государственные меры поддержки необходимо продлевать на 2016 год, так как они существенно поддерживают рынок и стабилизируют продажи», — заявил РБК представитель Ford Sollers. Так же считают и на АвтоВАЗе. В условиях нестабильного спроса продление госпрограмм поддержки авторынка в 2016 году — крайне важная мера и является дополнительным стимулом роста продаж и увеличения производства, считают в Sollers. «Мы благодарны за все меры поддержки автопрома», — говорит представитель Hyundai Motor Manufacturing Rus.

Отсутствие господдержки авторынка и дальнейшее падение продаж автомобилей может стать причиной массовых сокращений и среди дилеров, неоднократно заявлял президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Владимир Моженков. По его словам, мощности дилеров рассчитаны на продажу 3 млн автомобилей в год.

В своем прогнозе Минэкономразвития не ждет от автопроизводителей расширения экспорта, отмечают менеджеры двух крупных заводов. О желании увеличить объемы внешних продаж в текущем году заявили почти все автомобильные компании, работающие на территории России. Их планы могут провалиться из-за падения продаж на крупнейшем экспортном рынке российских автопроизводителей — в Казахстане, поясняют источники РБК. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в январе—августе в стране было продано 68,7 тыс. автомобилей — на 35,4% ниже, чем за тот же период 2014 года. Девальвация тенге будет давить на спрос в стране и в 2016 году, уверены собеседники.

По словам представителя Sollers, компания планирует рост экспорта за счет рынков дальнего зарубежья — Центральной Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока. «Кроме того, на данный момент мы изучаем возможность открытия сборочных производств автомобилей УАЗ во Вьетнаме и Египте», — добавил он. Представитель Hyundai Motor Manufacturing Rus. отметил, что ежегодный уровень экспорта компании составляет порядка 10%. Ford Sollers рассматривает рынки СНГ и верит в потенциал Казахстана.

Кроме того, темпы восстановления авторынка названы Минэкономразвития ниже ожидаемых значений — это может вызвать очередную волну сокращений персонала на автосборочных предприятиях, говорят сотрудники заводов. Тем не менее в Sollers, Hyundai Motor Manufacturing Rus., Ford Sollers, Kia Motors Rus  заявили, что сокращений персонала в 2016 году не планируют. Другие российские автопроизводители на запрос  не ответили.

В начале октября первый заместитель председателя комитета Госдумы Владимир Гутенев заявил о возможном сокращении до 6 тыс. работников АвтоВАЗа.