газохимия

В виду санкционных ограничений, отсутствия доступа к зарубежным технологиям и оборудованию перед нами стоит важная задача по развитию российской экономики, газохимической отрасли, технологического суверенитета в новых условиях. Данная задача комплексная и требует консолидированной позиции со стороны органов государственной власти, машиностроительных, газодобывающих и газоперерабатывающих компаний, финансирующих организаций, поставщиков оборудования, it-компаний. 

Одним из локомотивов экономического роста должна стать химическая отрасль. У нашей страны имеется важное конкурентное преимущество, которое является драйвером для развития – обеспеченность относительно дешевым сырьем – природным газом. Это должно стать стимулом для развития газохимии. После введения ограничений на поставку российского газа пришло понимание, что необходимо трансформировать экономику, проводить ее диверсификацию за счет переработки газа, что позволит обеспечить устойчивый рост экономики России, несмотря на санкционное давление.

Ключевой задачей в новой реальности становится увеличение объемов переработки газа, а одним из способов получения продуктов передела газа остается строительство новых мощностей азотной промышленности.

Эксперты ГИАП отмечают, что азотная промышленность во все времена демонстрировала стабильный рост. Даже в эпоху перемен – в 90-е годы – она оставалась одной из немногих областей, где можно было наблюдать постепенное наращивание производственных мощностей: например, у агрегатов аммиака повысилась производительность с 1360 до 1800 тонн в сутки, а у агрегатов аммиачной селитры – с 1500 до 2300 тонн в сутки.

Несмотря на все ограничения, введенные в отношении России за последние годы, наша страна обладает двумя конкурентными преимуществами – обеспеченностью сырьем в виде природного газа и масштабными технологическими знаниями. Эти факторы нужно принять во внимание и использовать их на благо дальнейшего развития российской газохимии.

В 70-е годы по  собственным технологиям ГИАПа было построено 19 заводов азотной промышленности в России и 18 – в мире, предоставив возможность предприятиям перерабатывать природный газ в продукцию, необходимую для сельского хозяйства и других важных отраслей экономики. За последние годы были разработаны технологии по производству аммиака, позволяющие существенно увеличить мощности.

Сейчас можно говорить об их собственных технологиях производства метанола мощностью до 1000 тыс. тонн в год и разработке оборудования, производства аммиака с увеличением мощности агрегатов до 2100 тонн в сутки при реконструкции действующих агрегатов или нового строительства мощностью до 3000 тонн в сутки.

Однако сегодня появилась новая проблема - Где взять качественное динамическое оборудование, которое в России сейчас практически не производится? Многие обратились к дружественным странам, но здесь нужно быть более дальновидны и пытаться развивать отечественное производство. Ведь только позаботившись о развитии собственного машиностроения сегодня, завтра мы получим качественное, соответствующее всем нормам оборудование, произведенное на российских предприятиях. И речь идет не о единичных заказах, а о плановой загрузке предприятий.

Таким образом, задача по развитию российской газохимии намного шире, чем представляется на первый взгляд и требует синергии государственной власти и предприятий машиностроения, газопереработки, производителей удобрений, инжиниринговых и строительных компаний. Чем раньше будет выработана стратегия, тем быстрее мы придем к желаемому результату.

Россия обладает огромным ресурсным потенциалом для развития газохимической отрасли. Перспективными проектами в данном направлении являются производства аммиака, аммиачной селитры, карбамида и метанола.

Аммиак является важным продуктом передела природного газа. Как известно аммиак в основном используется для производства азотных удобрений (аммиачной селитры, карбамида), взрывчатых веществ и полимеров, азотной кислоты, соды и других химических продуктов. По итогам 2023 года, по данным Министерства промышленности и торговли РФ, объем производства аммиака в России составил 15,6 млн тонн, что сопоставимо с уровнем 2022 года. На данный момент производство аммиака является инвестиционно-привлекательной отраслью. До 2030 года совокупный объем производственных мощностей в России увеличится порядка на 12 млн тонн в год. Драйвером развития данной отрасли является рост потребления удобрений в мире, связанный с увеличением численности населения и потребления продуктов питания, передает Rupec.

Аммиачная селитра – самое популярное азотное удобрение в России. Производится в результате реакции аммиака и азотной кислоты. Используется либо непосредственно как удобрение, хорошо насыщающее растения азотом, либо как полупродукт для получения других удобрений. По данным Росстата, в 2023 году российские компании выпустили около 12 млн тонн аммиачной селитры, из них на экспорт пошло порядка 4 млн тонн. Доля России на мировом рынке селитры составляет около 20%, а в ее производстве – около 15%. По прогнозам, дальнейшие объемы выпуска минеральных удобрений, в том числе аммиачной селитры, в большей степени будут зависеть от возможностей экспорта, а именно от развития перевалочной инфраструктуры, налаживания новых каналов сбыта и поиска новых покупателей конечной продукции. Несмотря на значительный рост потребления удобрений в России — за последние восемь лет оно удвоилось до 5,8 млн тонн в 2022 году, и прогнозы Минсельхоза РФ по увеличению этого показателя до 8,8 млн тонн к 2030-у, в краткосрочной перспективе увеличение закупок на внутреннем рынке пока не сможет компенсировать падение вывоза.

Карбамид – также одно из наиболее используемых азотных удобрений. По итогам 2023 года объем производства карбамида в России составил 9,7 млн тонн, рост на 3 % по сравнению с 2022 годом. Отрасль производства карбамида является важным продуктом, как для экспорта, так и для развития сельского хозяйства. Экспортные поставки карбамида в 2023 году составили 8,1 млн тонн, внутреннее потребление порядка 1,6 млн тонн. В среднесрочной перспективе прогнозируется рост мирового и внутрироссийского производства и потребления карбамида.

Метанол (метиловый спирт) широко применяется в химической, газодобывающей и фармацевтической промышленности. Сегодня метальная отрасль находится под жестким санкционным давлением, с июня 2023 года были ограничены поставки российского метанола на европейский рынок, который являлся основным экспортным направлением для России. Сейчас производители переориентировали свои экспортные поставки в направлении дружественных стран – КНР, Индия, Турция, но полностью возместить объемы поставок метанола, которые шли на европейский рынок, они пока не смогли. По итогам 2023 года, по сведениям Минпромторга РФ, объем производства метанола снизился порядка на 14%, до 3,8 млн тонн метанола. Средняя загрузка производственных мощностей предприятий составляет – 70%. Но не смотря на текущую ситуацию отрасль метанола тоже считается перспективной. По экспертным оценкам рост потребления метанола продолжится и составит в среднем по 2% в год, увеличившись более чем на 20 млн тонн к 2030 году. Основной спрос на данный продукт будет формироваться в дружественных странах – КНР, Индии, Турции. Кроме того, есть перспективы развития и внутрироссийского потребление метанола за счет расширения сфер его применения. В частности, использования метанола в качестве альтернативного экологического топлива для судов, создание производственных мощностей по переработки метанола в олефины.

Сейчас есть ряд задач, от решения которых зависит развитие отраслей переработки природного газа – аммиака, аммиачной селитры, карбамида, метанола и др. Первостепенными задачами, как отмечено выше, являются: строительство новых мощностей по переработке природного газа, создание российских технологий и обеспечение их российским технологическим оборудованием. Для решения этих задач необходимо объединить усилия.