Запрет экспорта нефти покупателям по контрактам, в которых есть положения об ограничениях цены на сырье из России, вступает в силу 1 февраля. Указ президента РФ об этом был опубликован 27 декабря 2022 года.

Но сам механизм, как будет действовать этот запрет, по-прежнему неизвестен. Газета "Коммерсант" со ссылкой на источники опубликовала материал, в котором говорится, что компании-экспортеры будут обязаны отправлять в Федеральную таможенную службу (ФТС) контракты и документы, где определяется цена товара, а также письменное заявление об отсутствии ссылок на потолок цен. В случае нарушений транспортировка нефти до потребителя будет запрещена.

Также в материале говорится, что российские экспортеры будут обязаны следить за соблюдением иностранными покупателями российской нефти выполнения требования об отсутствии ссылок на потолок цен в контрактах в случае ее дальнейшей перепродажи.

В Минэнерго от комментариев "РГ" отказались. Но опрошенные изданием юристы рассказали, каким образом такой мониторинг будет вестись и не противоречит ли он правовым нормам, когда первый продавец товара ставит условия покупателям, по его дальнейшему использованию.

Как отмечает член ассоциации юристов России, эксперт по информационной безопасности Евгения Мешкова, такой мониторинг и постановка условий для дальнейшей перепродажи товара возможны на основании первичного источника права - Указа президента РФ или нормативного правового акта, которые юридические и физические лица, находящиеся в российской юрисдикции, обязаны исполнять. 

Также предъявлять требования об условиях экспортных контрактов, мониторинге и перепродажи товара возможно для дочек российских компаний, находящихся в иностранной юрисдикции. При этом уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, ФТС и Минэнерго, скорее всего вынуждены будут организовать систематический сбор информации о выполнении установленных требований дочками российских компаний, поясняет она. 

К этому также можно добавить, что Указ является ответом на санкции и в некотором роде работает по тем же принципам. Логически, если санкции США запрещают экспорт из России нефти по цене выше, чем 60 долларов за баррель в третьи страны, то и Россия в ответных мерах может запретить поставлять свою нефть в третьи страны при перепродаже товара, если эта предельная цена упоминается в контракте.

С другой стороны, наши экспортеры нефти сейчас находятся не в самом лучшем положении. Дело здесь не только в необходимости искать новые рынки сбыта и вынужденном предоставлении скидок покупателям.

Абсолютное большинство компаний во всем мире настроены по отношению к российским экспортерам природных ресурсов, мягко говоря, недружественно, считает вице-президент Российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников. И по факту, вводя эти дополнительные ограничения, сами экспортеры оказываются в еще менее выгодных условиях. Им приходится еще искать трейдеров, которые не будут нарушать те или иные нормы. 

Внесение в договор пункта о недопустимости последующей перепродажи российской нефти без ведома компании, чисто гипотетически, возможно, считает Мельников. Но сразу возникает вопрос по поводу соблюдения таких требований. Как, учитывая нынешнее отношение со стороны многих иностранных покупателей, добиться потом исполнения соответствующих обязательств, в том числе и в судебных органах. Это будет крайне сложно, уточняет Мельников.