Потребление промысловых реагентов в России продолжает расти по мере выработки нефтяных месторождений. Однако возрастающий спрос не сулит производителям химикатов пропорционального увеличения прибыли. В погоне за высокой маржой нефтяные компании замораживают цены, не снижая требований к уровню поставляемой продукции

Компания CREON Energy провела первую Международную конференцию «Промысловая химия 2013» 22 апреля в Москве. Объемы применения химических реагентов на промысловых объектах продолжают расти, сообщил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. Стремясь увеличить коэффициент отдачи месторождений, нефтяные компании говорят о необходимости использования самых современных химикатов. При этом они настаивают на стабилизации или даже понижении цен на реагенты. Возможно ли сохранить высокое качество промысловой химии, не прибегая к повышению цен в условиях постоянно растущих затрат на производство? Участники конференции попытались найти золотую середину между желаниями заказчиков и возможностями производителей.

Большинство российских нефтяных месторождений вступили в последнюю стадию разработки, и этим фактом диктуются основные тенденции развития промысловой реагентики. Об этом рассказала директор НОЦ «Промысловая химия» РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Любовь Магадова. Структура запасов изменилась, мы имеем дело с низкопроницаемыми, неоднородными коллекторами и трудноизвлекаемыми запасами. Без специальных технологий нефть не добыть, повышение нефтевытеснения возможно только при использовании специальных реагентов. Одним из методов, позволяющих значительно увеличить коэффициент вытеснения (на 20-30%), является технология «Полимер-ПАВ-Щелочного заводнения», которая внедряется сейчас компанией «Салым Петролеум» на Салымском месторождении. Для лучшей работы технологии используется высокоэффективный раствор ПАВ, способный создавать ультранизкое межфазное натяжение на границе с нефтью (0,001-0,0004 мН/м), в то время как показатели обычного ПАВ находятся на уровне 1-0,1 мН/м.

В НОЦ «Промысловая химия» разработаны новые технологии для повышения нефтеотдачи пласта, например, с использованием полимер-полимерного состава, который создает более прочные гели при меньшей концентрации полимеров. Обработка удаленной части пласта происходит с помощью специального состава SiXell (состоит из двух компонентов: полимера и термотропной системы). Данная технология позволяет создать экран посередине между нагнетающей и добывающей скважинами, что в разы увеличивает нефтеотдачу.

Кроме того, эксперт обозначила проблему качественной обработки нагнетательных скважин. Традиционная обработка соляной и грязевой кислотой не позволяет добиться нужной приемистости. Поэтому центром была разработана трехэтапная технология очистки призабойной зоны нагнетательных скважин с помощью колтюбинга. Забой промывается от углеводородных загрязнений водным раствором многокомпонентного ПАВ, далее раствором соляной кислоты с ПАВ, на третьем этапе происходит продавка в ПЗП пачки ПАВ-кислотной композиции. На скважинах компании «Татнефть» применение данной технологии позволило добиться почти 100%-го эффекта.

Центром также разрабатывается большое количество специализированных ПАВ- кислотных систем, применение которых позволяет замедлить скорость реакции с породой, сократить коррозийную активность, понизить межфазное натяжение в ходе реакции, не образовывать нерастворимых осадков и другое.

Помимо этого, г-жа Магадова рассказала о технологиях, используемых при различных видах гидравлического разрыва пласта и специально разработанных для них реагентах, в частности, гелеобразователях, сшивателях, модификаторах поверхности и др., а также о технологиях глушения с применением жидкостей глушения на полисахаридной основе, на основе обратных эмульсий, самосшивающихся жидкостей глушения. Технологии опробованы и внедряются на объектах «Сургутнефтегаза», «ТНК-ВР», «Волгограднефтегаз» и других. Эксперт также отметила достижения центра в области ремонтно-изоляционных работ с применением микроцемента и рассказала о возможностях борьбы с конусообразованием с помощью новой системы «Кремнезоль».

В заключение эксперт подчеркнула, что в настоящий период времени прирастить добычу нефти в стране возможно только развивая специализированные, направленные на повышение нефтеотдачи технологии.

Отвечая на вопросы аудитории, г-жа Магадова высказала мнение, что на новых разрабатываемых промыслах Восточной Сибири в связи с природными особенностями месторождений будут востребованы в основном реагенты на углеводородной, а также водно-спиртовой основе.

Сергей Скворцов, инженер-технолог отдела перспективного развития инженерно-технического центра «Газпром добыча Оренбург», поделился созданными на базе предприятий компании инженерными решениями в области химизации процессов добычи. Помимо уже существующих методов, он назвал требующие развития приоритетные направления, по которым ведется активная работа.

Во-первых, это нейтрализация сероводорода в газах освоения с помощью жидких абсорбентов. Высокое содержание H2S в газе на Оренбургском нефтегазоконденсатном месторождении (до 6% об.) обуславливает постоянные запреты на освоение скважин, что влечёт за собой многодневные простои при КРС. Силами центра были подобраны и испытаны в лабораторных условиях две технологии химической сорбции. Первая основана на процессе хемосорбции молекул Н2S и RSH раствором нейтрализатора без его регенерации. При исследовании лучшие результаты показал нейтрализатор на основе гидроксида натрия. Вторая технология базируется на процессе хемосорбции кислых компонентов с последующей регенерацией реагента воздухом.

Выносимая из скважин жидкость частично остаётся в промысловых шлейфах, что снижает их пропускную способность, скорость потока в системе сбора и напрямую влияет на скорость выноса пластовой продукции из скважины. Для решения задачи по очистке шлейфов проводятся испытания гель-поршневых систем. Суть технологии в следующем: в результате смешивания воды и различных компонентов получается гель с определённым значением динамической вязкости, который не растекается и сохраняет форму. Передвижение гель-поршня осуществляется за счёт использования энергии давления газообразного азота.

Проблему обводнения скважин специалист «Газпром добыча Оренбург» предлагает решать с помощью специализированных ПАВ. Удаление жидкости с забоя обеспечивается при контакте воды с ПАВ и барботаже газа через столб жидкости – образуется пена. Даже небольшие скорости газа обеспечивают вынос пенообразной массы на поверхность в отличие от воды.

Промышленное внедрение вышеперечисленных технологий планируется после получения стойкого положительного эффекта на стадии промысловых испытаний.

Среди компаний-подрядчиков, с которыми сотрудничает «Газпром добыча Оренбург», г-н Скворцов назвал «Газпром ВНИИГАЗ», «НефтеХим Технология» и «Псковгеокабель».

Основной сложностью при применении химических методов повышения нефтеотдачи пластов является отсутствие системы прогнозирования эффекта от использования химтехнологий, считает начальник отдела «Лукойл-Инжиниринг» Артур Фаткуллин. Он рассказал о возможностях моделирования, позволяющих заранее планировать оптимальное применение химреагентов, а не оценивать их эффективность постфактум. Эксперт добавил, что химические методы применяются интенсивно на поздних стадиях разработки, когда уже имеется достаточное количество информации по месторождению, поэтому можно рассчитывать на достаточно высокую точность и адресность модели.

Среди наиболее часто используемых отечественными специалистами симуляторов для создания гидродинамических моделей и прогнозирования технологических показателей, которые имеют опции для моделирования технологий ПНП, он назвал Eclipse, Tempest, VIP, CMG, tNavigator. Для более широкого применения геолого-гидродинамического моделирования при планировании химических технологий требуется совершенствование существующих гидродинамических симуляторов, включение в них специальных пакетов программ, позволяющих адекватно моделировать применение химических рабочих агентов с различным механизмом действия. Это позволит повысить успешность проводимых мероприятий и снизить долю низкоэффективных технологий.

Об интенсификации добычи нефти на мелких месторождениях с трудно извлекаемыми запасами рассказал главный геолог «Карбон-Ойл» Альберт Мияссаров. Как показал проведенный на объектах башкирского яруса анализ скважин, наиболее эффективным при организации систем ППД является циклический режим закачки, а также использование сшитых полимерных систем и реагента «КАРФАС». Наибольший эффект по приросту добычи нефти обеспечивают химические реагенты многофакторного и избирательного действия (СКРИД, МКС-3, РИНГО-СКС). Они обладают высокой проникающей способностью, низкой скоростью химического взаимодействия с породой пласта и исключают возможность эмульгирования кислотной композиции с нефтью.

Научный сотрудник лаборатории химического обеспечения интенсификации нефтедобычи «БелНИПИнефть» РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Геннадий Печерский сообщил, что большинство нефтяных месторождений Республики Беларусь находятся на IV стадии разработки. Он представил обзор технологий и композиций для увеличения добычи нефти, адаптированных по ряду технологических показателей к местным геолого-техническим условиям. В «Производственном объединении «Белоруснефть» используются потокоотклоняющие композиции для неоднородных коллекторов (полимерные, минеральные, полимер-минеральные), комплексные технологии (ПАВ-полимерные композиции) для добычи вязкой нефти. Также докладчик рассказал о проведенных опытно-промысловых испытаниях осадкообразующих, гелеобразующих и термотропных композиций для ПНП на месторождениях Республики Беларусь. Относительно импорта запатентованных разработок докладчик отметил, что технология ПНП с использованием водной дисперсии нефтешламов (ВДНШ) адаптирована к применению на месторождении Жетыбай (Казахстан). Помимо этого, ведутся разработки материалов и технологий ПНП по ряду договоров с нефтедобывающими предприятиями в России.

Заведующая лабораторией «Самарский ИТЦ» компании «Роснефть» Кира Беркович затронула вопросы обеспечения качества и мониторинга эффективности применяемых промысловых реагентов. Она рассказала о лабораторных исследованиях агрессивности нефтепромысловой среды, а также представила мобильный комплекс для изучения многофазового потока, с помощью которого можно брать пробы в реальных термобарических условиях и качественно переводить пробы в сменный контейнер для последующих исследований.

Далее в рамках круглого стола участники перешли к обсуждению текущего положения и перспектив отрасли. Айдар Сухов, директор по стратегическому развитию в нефтегазовой отрасли «Миррико менеджмент», отметил, что на рынке промысловой химии наблюдается ярко выраженный рост цен на сырьевые производные и явное ценовое давление со стороны заказчика. Он добавил, что на сегодняшний день не видит доступных производителям способов переломить ситуацию с целью сбалансирования интересов покупателя и продавца. Направление, которое выбрала для себя «Миррико» в данных условиях, – это оказание комплексных услуг по внедрению систем управления химизации. На протяжении последних трех лет такая стратегия дает положительные результаты. Компанией успешно реализуются проекты, в частности, на объектах «Роснефти» («Оренбургнефть»), «ТНК» («ТНК-Нягань») и «Лукойла» («Лукойл-Пермь»). Также, по словам эксперта, поскольку некоторые необходимые компоненты в РФ не производятся, зарубежные компании могут диктовать цены на свою продукцию.

Руководитель проектов «Колтек Интернешнл» Михаил Вартапетов также полагает, что политику развития рынка промысловой химии определяют, в основном, нефтяные, а также крупные нефтесервисные компании. Поэтому очень важно наладить постоянный диалог между заказчиком и производителем, чтобы производственные компании заранее понимали, какая продукция будет востребована. Эксперт также подчеркнул, что, покупая отдельные сырьевые компоненты за рубежом, «Колтек Интернешнл» ведет работу по созданию собственных синтезов с целью уменьшения импортных закупок. Развитие бизнеса в данном направлении принципиально важно, особенно в существующих российских реалиях, когда необходимо обеспечить высокое качество при низкой цене.

Ведущий специалист Dow Chemical Сергей Петров отметил, что в РФ поставляются основы для деэмульгаторов, основы для производства ингибиторов солеотложений и поглотителей сероводорода, ингибиторов коррозии, сырьевые компоненты для производства имидазолинов. Ценовая политика на рынке химикатов отталкивается от себестоимости производства компонентов и их эффективности при применении, пояснил он. Сейчас компания разрабатывает новые виды основ для деэмульгаторов, которые будут эффективны в трудных условиях для сложных нефтей. Много внимания уделяется новым продуктам для ингибирования парафиновых и асфальтеновых отложений. Для интенсификации добычи нефти Dow предлагает метод по закачке пены СО2 (где полимер образует пену с закачиваемым СО2 внутри пласта). И хотя его применение в России осложняется труднодоступностью многих месторождений, есть способы получении СО2 из попутного нефтяного газа, благодаря которым данный метод продолжает вызывать интерес у ряда компаний.

Алексей Денисов, директор департамента химии для нефтедобычи компании «Химпартнеры», отметил, что в России есть значительное количество производителей уже готовых промысловых реагентов. По его словам, перспективное для развития направление – это поставка концентраций, поскольку многие производители имеют не столько мощности по синтезу, сколько мощности по блендингу.

Помимо этого, участники коснулись проблемы контроля качества промысловых химреагентов. Отвечая на вопрос о случаях поставок контрафактной продукции, Михаил Вартапетов отметил, что, по его мнению, российские производители и поставщики выпускают реагенты согласно заявляемым стандартам, и поставки заведомо некачественной контрафактной продукции носят скорее единичный характер. Другой вопрос, что, проводя входной контроль закупаемых реагентов по их физико-химическим свойствам, заказчик, т.е. нефтепромысловое предприятие, далеко не всегда может прогнозировать эффективность работы закупаемого реагента. В отдельных случаях можно предусматривать ввод в техническую документацию производителя реагентов показателей, характеризующих действие реагента в условиях его применения.

Обращаясь к практике работы зарубежных сервисных компаний, поставляющих реагенты для своих заказчиков на собственных рынках в Европе, Северной Америке, докладчик акцентировал внимание на приоритеты в закупках реагентов, среди которых качество и экологическая безопасность. Ценовая составляющая играет важную, но не всегда первостепенную роль. В сложившейся нашей практике почти всегда главную роль при выборе реагента играет его цена, иногда и в ущерб экологическим характеристикам.

Начальник отдела нефтепромысловой химии «Газпромнефть-Хантос» Ринат Исеев сообщил, что на текущий день цель нефтяных компаний состоит в снижении удельных затрат на добычу нефти, в том числе за счет снижения стоимости химических реагентов. Из-за выработки месторождений, потребление нефтепромысловой химии растет, и с целью сохранить маржу, добывающие компании пытаются удержать стоимость реагентов на прежнем уровне или даже добиться снижения с условием, чтобы качество химреагентов оставалось на высоком уровне. Г-н Исеев также добавил, что со стороны «Газпромнефть-Хантос» за качеством поступающей промысловой химии осуществляется строгий контроль.

По поводу качества продукции российских производителей Айдар Сухов заметил, что большинство серьезных производителей имеют международные сертификаты, контроль качества со стороны нефтяных компаний ведется на всех стадиях производственного процесса, поэтому серьезного объема контрафакта на рынке нет. Эксперт также высказал мнение, что цена реагентов диктуется не с точки зрения прибыли, а нормами законодательства в сфере штрафных санкций. Если на Западе существуют огромные выплаты в случае аварий и розливов, то экологических требований в нашей стране практически нет.

Проблемы контрафакта заложены еще на уровне ТУ, где прописывается мизерный набор требуемых данных, считает Асхат Нафиков, заместитель директора, главный геолог «Татнефть-химсервис». Под указанные параметры может подойти практически любой продукт. Компоненты западного производства могут приходить под маркировкой «appropriate», состав такого продукта вообще неизвестен.

Российская система сертификации ГСС не способна обеспечить подобающий контроль качества, добавила Любовь Магадова. Сертификаты на реагенты должны выдаваться специализированными аккредитованными лабораториями и не только по показателям ТУ, но и по возможности применения этих реагентов в технологических процессах нефтегазодобычи по стандартам ISO, API или ГОСТ, и таких лабораторий в России очень мало.

Начальник отдела маркетинга «Химический завод им. Л.Я.Карпова» Раиф Исхаков рассказал об ассортименте продукции завода для промысловой химии, и отдельно подчеркнул, что покупка реагентов у зарекомендовавших себя отечественных производителей является гарантией качества поставляемого товара.