Одна из крупнейших в мире верфей — южнокорейская Samsung Heavy Industries подписала контракт со «Звездой» (управляется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка) на поставку «материалов» для пяти газовозов Arc7. Об этом сообщил портал TradeWinds. По словам источников издания, соглашение со «Звездой» было заключено на прошлой неделе. Samsung 25 ноября раскрыла в сообщении на корейской бирже, что 22 ноября заключила новый контракт на постройку газовозов с «судовладельцем из Евразии». Количество судов не сообщалось, общая сумма сделки — $1,5 млрд. Газовозы должны быть поставлены в сентябре 2022 года. Это с учетом времени на достройку судов на «Звезде» соответствует срокам «Арктик СПГ-2», первая очередь которого должна быть запущена осенью 2023 года. В «Роснефти», курирующей «Звезду», на запрос о договоренностях с Samsung не ответили.

Летом стало известно, что «Звезда» выбрала Samsung своим технологическим партнером. В рамках ВЭФ-2019 стороны подписали контракт на проектирование газовозов для «Арктик СПГ-2». Как сообщала «Роснефть», Samsung передаст «Звезде» техническую спецификацию, права на проектную документацию, а также окажет содействие близкому к «Роснефти» ЦКБ «Лазурит» в разработке рабочей конструкторской документации.

В начале ноября ВЭБ.РФ, «Совкомфлот» и «Звезда» подписали первый твердый контракт на строительство пилотного газовоза для «Арктик СПГ-2». На этой неделе может быть заключен контракт еще на четыре судна, заказчиком станет СП НОВАТЭКа и «Совкомфлота» «Современный морской арктический транспорт». ВЭБ.РФ профинансирует строительство по лизинговой схеме. Общий объем может составить примерно $5 млрд, говорил глава госкорпорации Игорь Шувалов, уточняя, что стоимость одного судна оценивается в $330 млн. Источники указывали, что эта цена рассчитана исходя из строительства 15 газовозов, если же их будет только пять, она вырастет до $380 млн.

Правительство обещает компенсировать «Звезде» разницу в стоимости строительства газовоза по сравнению с Южной Кореей (в пределах 20%). На это в 2020–2022 годах планируется выделить более 20 млрд руб. Проект постановления до сих пор не согласован Минфином, который требует четко зафиксировать требования по локализации судов. Сейчас, согласно постановлению правительства №719, для признания газовоза российским «Звезда» должна заложить, собрать и покрасить корпус судна, смонтировать комплектующие для маневрирования (при этом для винторулевых колонок мощностью более 15 МВт такое требование возникает с 2020 года, то есть, видимо, не коснется первых пяти газовозов). Верфь также должна произвести монтаж грузовой системы (то есть мембранных танков, в которых хранится сжиженный газ) и обеспечить швартовые, ходовые испытания и сдачу судна.

Исходя из того, что стоимость поставки материалов на один газовоз от Samsung составит около $300 млн, а предельная стоимость судна на «Звезде» с учетом субсидии — $396 млн, стоимость работ самой «Звезды» должна уложиться в разницу $100 млн. Однако «Звезда» все же не сможет ограничиться просто сборкой корпуса из блоков, так как обязательный монтаж криогенной мембраны — один из наиболее ответственных этапов создания газовоза. Так, сама Samsung испытывала проблемы на первых газовозах с мембраной Mark III, которая «протекала», отмечают собеседники “Ъ”.

С учетом объективных сложностей в освоении таких сложных судов, как газовозы, эксперты считают схему кооперации «Звезды» с Samsung оптимальной. «Во-первых, опыт и недозагруженные мощности Samsung гарантируют строительство газовозов в срок,— говорит глава консультационного центра "Гекон" Михаил Григорьев.— Во-вторых, "Звезда" получает не только техническую спецификацию и права на проектную документацию, но и содействие Samsung в разработке рабочей конструкторской документации, а также возможность быстро получить компетенции в строительстве таких судов».