Пятьдесят лет назад, 15 октября, ученые из Мехико синтезировали norethindrone, пероральный эффективный синтетический стероид, что привело к созданию противозачаточной таблетки. Со дня ее появления Pill применяли более 300 млн женщин во всем мире, в Америке ее избрали в качестве контрацептива более 20 млн женщин.

«Таблетка Pill появилась не в результате счастливой случайности, но после долгой цепи событий, в которых принимали участие многие люди и группы исследователей», – сказал 85-летний доктор George Rosenkranz, бывший в 1951 году директором по науке компании Syntex, сделавшей это открытие. Именно там Rosenkranz вместе с доктором Carl Djerassi проводили наблюдение за работами в то время еще студента – доктора Luis Miramontes который совершил прорыв в науке и синтезировал в небольшой лаборатории Syntex в Мехико синтетический гормон.

Rosenkranz был приглашен в Syntex в 1945 году (с Кубы, куда он сначала приехал, спасаясь от войны в Европе) благодаря его большому опыту в стероидной химии. Rosenkranz был крайне необходим компании, чтобы заполнить вакуум, создавшийся после того, как ее ведущий ученый ушел из компании, забрав с собой ключевую информацию по основному источнику ее доходов, а именно – прогестерону, производимого из несъедобного дикого ямса, растущего на горных склонах Veracruz.

Rosenkranz немедленно восстановил производство прогестерона и вскоре открыл возможности для синтеза тестостерона и других гормонов, которые были гораздо проще и более экономичны в сравнении с существовавшими методами. Это позволило Syntex начать конкурировать и затем завоевать мировой рынок продаж.

В 1949 году Rosenkranz принял в штат доктора Djerassi , и они вместе в течение двух лет конкурировали с фармацевтическими гигантами в международной гонке, чтобы быть первыми в синтезе кортизона. В 1951 году, ко всеобщему удивлению они победили. Газета Newsweek сообщала тогда: «Неожиданно гонку за кортизон выиграла Syntex, Inc. из Мехико». А Harpers написала, что «великие умы, больше чем огромные бюджеты, выделяемые на исследования, приводят к великим открытиям», и не имеет значения, что, «лидер в гонке (за кортизон) – химический производитель в считающейся отсталой Мекике».

Однако к тому времени перед Rosenkranz и Djerassi стояли новые цели. Они понимали, что если будет открыт рациональный процесс создания пероральных эффективных синтетических гормонов со свойствами прогестерона, произойдет революция в контрацепции. К октябрю 1951 года группа из Syntex подошла очень близко к решению этой задачи, и 15 октября Luis Miramontes, студент химического факультета, работавший под руководством Rosenkranz и Djerassi, создал синтетический гормон с характеристиками, схожими на прогестерон, и названный «norethindrone». Как только были созданы образцы, их послали эндокринологам и клиницистам в США и Чили, и 22 ноября группа из Syntex подала заявление на выдачу патента на norethindrone.

В течение последующих 11 лет череда исследований, испытаний, обзоров и тестов, а также борьба с сопротивлением использованию пероральных контрацептивов - медленно привели к получению одобрения от Управления по контролю за продуктами и лекарствами на использование norethindrone в целях контрацепции и появлению Pill. С тех пор доктор Rosenkranz занимает пост главного исполнительного директора, председателя правления и почетного председателя Syntex Corporation и продолжает работать над научными проектами в качестве консультанта. «Я оставляю другим все споры относительно истинной ценности Pill, – сказал доктор Rosenkranz. – Но что касается ума, знаний и профессиональных качеств тех, кто способствовал ее созданию, в этом вопросе не может быть разногласий. Благодаря преданности делу, много работая и сотрудничая друг с другом, мы видели цель и решали ее. Что, по моему мнению, и является настоящим достижением».

Консультативный комитет сообщает, что не находит достаточных научных подтверждений тому, что Pill небезопасна для применения ее человеком, но выражает замечание по поводу нечастых, но серьезных побочных эффектов Pill, а также относительно отсутствия научной оценки.