Электротранспорт и ЭЗС: снимая барьеры на пути долгосрочного роста
Российский рынок электромобилей в последние годы демонстрирует высокие темпы роста. По данным «Автостата», продажи всех типов электромобилей – легковых авто, электробусов и электрогрузовиков – в 2023 г. в России выросли в четыре с лишним раза, достигнув 14,1 тыс. единиц (против 3 тыс. в 2022 г.).
При этом доля электромобилей – в том числе подключаемых гибридов – в структуре продаж новых легковых авто выросла с 0,5% в 2022 г. до 1,3% в 2023 г. Однако это все равно ниже показателей мировых лидеров отрасли, таких как КНР, где в 2023 г. доля электромобилей и подключаемых гидридов в продажах новых авто составляла 37%.
То же самое характерно и для доли электромобилей в структуре общего парка авто: в России она составляет менее 0,1%, тогда как в Китае – свыше 5%. Несмотря на это, темпы внедрения электротранспорта опережают темпы развития зарядной инфраструктуры: если в Китае на 10 общественно доступных зарядных станций приходится в среднем около 80 электромобилей, то в России – 105, что ниже международно рекомендуемых норм (100 электромобилей на 10 «публичных» зарядных станций).
Однако при этом на российском рынке формируется несколько значимых точек роста, и в первую очередь в сегменте электробусов. Количество действующих электробусов в Москве приближается к отметке в 1500 единиц, что выводит город на абсолютное первое место среди европейских столиц. При этом парк электробусов постепенно пополняется и в других городах России, в том числе Санкт-Петербурге, Краснодаре и Ростове-на-Дону. Еще одной точкой роста является выпуск накопителей для электромобилей и городского транспорта, которое будет осуществлять «Росатом» в Калининградской области и Новой Москве.
Стимулом для развития рынка электромобилей может стать сокращение доступности на российском рынке европейских, японских и корейских авто на ДВС, из-за чего в таксопарках, каршеринге и службах городской доставки будут всё более востребованными электромобили, более экономные на протяжении всего жизненного цикла эксплуатации. Подспорьем станет и общее удешевление технологий, которое на рубеже XX и XXI веков можно было наблюдать на примере персональных компьютеров и которое становится всё более заметным на рынке электротранспорта.
Насколько значимым барьером для развития российского рынка являются пошлины на ввоз электромобилей в РФ? Что даст отрасли строительство первых в России гигафабрик? Какие меры необходимо предпринять регуляторам, чтобы простимулировать производство электромобилей в РФ? Эти вопросы будут обсуждаться на конференции «Электротранспорт и электрозарядные станции (ЭЗС)», которая пройдет в Москве 16 сентября 2024 г.