Правительство продлило на 2016 г. госпрограммы стимулирования автомобильного рынка – обновления парка (выделено 22,5 млрд руб.), льготного автокредитования (11,3 млрд руб., с учетом обязательств 2015 г.) и льготного автолизинга (5 млрд руб.). Это следует из постановлений, опубликованных в четверг на сайте www.government.ru.
«Мы приветствуем любые государственные инициативы по поддержке автомобильной индустрии в России и довольны, что все меры господдержки в условиях кризиса официально продлены на весь год», – комментирует представитель Kia. Об этом же говорят представители «Камаза», «АвтоВАЗа» и других автоконцернов.
Некоторые условия программ изменились по сравнению с 2015 г. Так, максимальная стоимость автомобиля для участия в госпрограмме льготного автокредитования (за счет бюджета снижается стоимость кредита), как и предупреждали в январе источники «Ведомостей», была увеличена на 150 000 руб. до 1,15 млн руб. Нововведение продажам лидера рынка – «АвтоВАЗа» – не поможет: указанная цена «намного превышает предельные стоимости любой модели Lada», отмечает представитель компании. Об увеличении максимальной стоимости машин по госпрограмме чиновников просили иностранные автоконцерны из-за девальвации рубля, которая привела к удорожанию автомобилей, рассказывали источники. Представитель Kia называет эту программу «самым эффективным инструментом поддержки продаж автомобилей» компании в России.
Основная мера поддержки всего авторынка – программа обновления парка (из бюджета автопроизводителям компенсируются скидки на машины). В этом году для крупных производителей грузовиков и автобусов смягчено условие для получения госсубсидий, касающееся количества продукции, выпущенной в предыдущем году. Это связано с падением производства, объясняет сотрудник одного из автоконцернов. К примеру, «Камаз» в 2015 г. произвел около 30 000 грузовиков и автобусов, годом ранее – более 35 000 шт., приводит данные его представитель.
Произошли изменения и в программе льготного автолизинга. Теперь в ней может участвовать транспорт, произведенный не только в этом году, но и в предыдущем. Это логично – в противном случае передавать клиентам в начале 2016 г. по программе было бы нечего, комментирует гендиректор «Европлана» Александр Михайлов. Внесенное изменение позволит компенсировать скидки, предоставленные лизинговыми компаниями в начале года, говорит директор департамента Carcade Юлия Тарасова. Кроме того, такое ограничение оказало бы негативное влияние и на авторынок, отмечает Михайлов: остатки с прошлого года никто бы не покупал, «потому что выпущенные в 2016 г. автомобили оказались бы дешевле за счет 10%-ной скидки по госпрограмме». У «Камаза» количество выпущенных в 2015 г. машин не превышает месячных продаж, говорит представитель компании. «У нас практически нет машин прошлого года, так как мы экономим оборотный капитал, минимизируя запасы на складах», – сказал представитель группы ГАЗ. У «АвтоВАЗа» под программу попадает коммерческая версия Lada Largus. Это «одна из наиболее популярных моделей Lada, которая не задерживается на складах вне зависимости от версии», отмечает представитель предприятия.
Изменения также коснулись условий участия лизинговых компаний. В 2015 г. каждый претендент должен был иметь не менее 100 договоров лизинга колесных транспортных средств, заключенных в 2014 г. По условиям, действующим в этом году, рассматриваемый период ранее заключенных договоров расширился (2014–2015 гг.), к тому же у лизинговых компаний появилась возможность войти в программу, если их уставный капитал превышает 500 млн руб. Это позволит войти в программу небольшим региональным компаниям и новым игрокам, будет способствовать конкуренции среди участников программы, комментирует Тарасова. «Основной круг участников рынка автолизинга уже давно сформирован и, конечно, участвует в госпрограмме. А значит, какого-то значительного количества новых участников госпрограммы ждать не стоит», – считает Михайлов. Еще одно нововведение – исчезло требование о том, что лизинговые компании должны владеть машинами не менее года после заключения новых договоров. Средний срок владения лизинговым автомобилем в «Европлане» – 26–27 месяцев, но Михайлов поддерживает изменение: «Возникают ситуации, когда владение автомобилем заканчивается досрочно независимо от лизинговой компании – например, в тяжелом страховом случае или в случае угона. В таких ситуациях лизинговые компании уже получили убыток, и было бы несправедливо требовать от них еще и возврата субсидии». Сотрудник одной из лизинговых компаний считает изменения спорными: «Изменения позволяют кэптивным компаниям при производителе без опыта работы в сегменте получать бюджетную дотацию, и в связи с отсутствием необходимости держать на балансе 12 месяцев фактически получать дисконт, не транслируя его на реального клиента».
Чиновники изучали возможность возвращения легковых пассажирских машин в программу льготного лизинга, рассказывали источники. Но в продленной программе их нет. На этом настояли российские производители коммерческой техники, поясняют человек, близкий к одной из лизинговых компаний, и сотрудник одного из автозаводов. «Мы сожалеем, что программа льготного автолизинга не распространяется на легковые автомобили, но даже в этих условиях намерены активно развивать данный канал продаж [в рамках собственной программы]», – замечает представитель Kia. Вопрос о возвращении легковых автомобилей в программу льготного лизинга еще будет обсуждаться, но не ранее июля, замечает Тарасова. Ее компания выступает за возвращение в программу льготного лизинга недорогих моделей легковушек отечественных марок.
Представитель Минпромторга на вопросы не ответил.