автопром

Уходящий год, увы, так и не принес позитивных новостей в сфере производства и продаж автотранспорта в России. Отрасли пришлось приспосабливаться к новым реалиям, где доллар и евро стоят дороже, а нефть – дешевле прогнозных показателей.

Среди основных трендов – продолжение оптимизации, в том числе путем сокращения штатов, периодическое повышение цен, поиск компромиссов с поставщиками, попытки увеличения экспорта и тотальная зависимость от господдержки.

Шоком для рынка стал уход из России крупного американского концерна General Motors. И хотя Минэкономразвития и Минпромторг поспешили заверить других игроков, что негативных последствий для отрасли от данного решения не будет, но незамеченным для автопрома это не прошло. С точки зрения аналитика "ВТБ Капитала" Владимира Беспалова, главный итог уходящего года выражается в том, что игроки сектора начали осознавать стабилизацию рынка на более низких уровнях.

"То, что мы видели три года назад – такого уровня он в ближайшие годы достигнуть не сможет. Этот год стал годом понимания и адаптации к новым реалиям российского авторынка, который предполагает более низкие в принципе объемы на ближайшую перспективу", — считает аналитик.

Суровая статистика

По статистике Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин за 11 месяцев 2015 года просели на 34,5% в годовом выражении — до 1,454 миллиона штук. Картина ноября еще печальнее – сокращение рынка на 42,7% к ноябрю 2014 года, худший показатель 2015 года. Было продано 131,572 тысячи машин.

По оценке "Автостата", объем рынка грузовиков за январь-ноябрь текущего года сократился на 42,6% в годовом выражении, что составляет 45,4 тысячи единиц техники. Совокупный объем рынка легковых и грузовых машин по году составит около 1,6 миллиона штук, производство – порядка 1,4 миллиона, прогнозирует Минпромторг. Для сравнения: по данным Росстата, в 2014 году в РФ было произведено 1,7 миллиона легковых машин, и 154 тысячи грузовиков.

Цены растут

Ажиотажный спрос на автомобили в конце прошлого года, когда корреспондент РИА Новости стал свидетелем драки за последний внедорожник по старой цене в одном из московских автосалонов, стал предтечей неоднократного повышения цен автозаводами на протяжении всего 2015 года.

Так, один "АвтоВАЗ" четыре раза поднимал цены на свои машины в этом году. Последнее веерное повышение цен по рынку легковых машин прошло в начале осени, вслед за очередным падением рубля. Причем уже к началу августа средняя стоимость новой легковой машины в РФ выросла почти на 17% по отношению к прошлогоднему периоду и составила 1,149 миллиона рублей, подсчитал "Автостат".

Работа с поставщиками

В начале года металлургические предприятия страны взвинтили цены на стальной прокат до уровня экспортных расценок. "Группа ГАЗ" была вынуждена пожаловаться на металлургов в ФАС, а президент "АвтоВАЗа" Бу Андерссон просил у Минпромторга помощи в договоренности из-за резкого роста цен на сталь. В конце марта глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что всем автопроизводителям удалось подписать с металлургами соглашения по ценам на прокат, причем на разных условиях.

Разногласия со своим крупнейшим поставщиком – холдингом "Объединенные автомобильные технологии" (ОАТ) – привели к тому, что в ноябре прошлого года "АвтоВАЗ" был вынужден на несколько дней приостановить выпуск моделей Kalina и Granta, чтобы не накапливать некомплектные машины. Весной этого года Андерссон договорился с "Ростехом", который владеет ОАТ, о приобретении его активов.

Сделка будет оплачена беспроцентными векселями компаний, входящих в "АвтоВАЗ" на сумму 165 миллионов долларов со сроком платежа по предъявлению, но не ранее первого января 2032 года.

О сложностях работы с российскими поставщиками говорил и директор завода Hyundai в Петербурге. По его словам, компания из года в год старается привлечь местных производителей, но не каждый из них соответствует параметрам по качеству или цене. Из 20 местных поставщиков, с которыми Hyundai работала в прошлом году, только 2 соответствовали требованиям компании.

GM ушел

Экономическими причинами обусловило руководство американского концерна General Motors уход производителя из России. Компания, проработавшая на рынке РФ более двух десятилетий, 18 марта 2015 года объявила о прекращении контрактной сборки машин в РФ как на своем основном заводе в промзоне "Шушары" Ленобласти, так и на мощностях предприятий "Группы ГАЗ", где собирали Chevrolet Aveo, и на калининградском "Автоторе". Такое решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой, говорил президент GM Дэн Амманн.

Концерн сократил свое присутствие в РФ до бренда Cadillac и американских моделей Chevrolet — Corvette, Camaro и Tahoe, а бренд Opel полностью покидает российский рынок. Но потратиться американцам все же придется — затраты составят около 600 миллионов долларов. Они пойдут на кампании по стимулированию продаж, на трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на расходы, связанные с сокращением сотрудников.

По мнению президента ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РоАД) Владимира Моженкова, уход массовых моделей Chevrolet и полное снятие продаж Opel c российского рынка в первую очередь скажется на дилерах, коих у марок концерна насчитывалось 294 единицы по всей стране. Но есть еще один немаловажный аспект – рабочая сила, сотрудники сборочных площадок.

Резать по "живому"

На момент принятия решения GM об уходе из РФ численность сотрудников компании на заводе в Шушарах составляла 919 человек, оценивал источник  в администрации Петербурга. С конца марта концерн начал процедуру сокращения основной части сотрудников по соглашению сторон, предлагая им по семь окладов.

Тем не менее, к 8 апреля было уволено уже около 400 работников автозавода, а 1 июля компания полностью остановила производство на нем и приступила к консервации площадки.

Служба занятости Петербурга обещала помочь сотрудникам GM в трудоустройстве на другие предприятия региона согласно их квалификации. Однако не все профильные заводы Петербурга готовы принять сотрудников GM. Nissan заявил о том, что к 1 марта 2016 года оставит одну смену на своем заводе и сократит 500 человек. По словам гендиректора Auto-Dealer Spb Михаила Чаплыгина, часть персонала GM нашла работу, но многие остались не удел.

С июля "Группа ГАЗ" уведомила нижегородскую службу занятости о возможном сокращении 230 человек из-за ухода GM. Резать по "живому" изначально планировал и "Автотор" — холдинг собирался заморозить порядка 30-50% мощностей и сократить 460 сотрудников. Правда, позднее президент компании Валерий Драганов объявил, что "Автотор" не будет сокращать персонал в этом году.

"АвтоВАЗ", согласно озвученным планам, собирался расстаться лишь с 1,1 тысячи сотрудников, так как основная кампания по "оптимизации" персонала на заводе прошла в прошлом году. Плюс действует программа, согласно которой сотрудники могут уволиться сами, "по соглашению сторон", с выплатой повышенной компенсации. По отчету предприятия за третий квартал, численность персонала сократилась на 15% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до почти 51 тысячи сотрудников. На КАМАЗе за тот же период количество персонала сократилось на 5,7%, до 34,578 тысячи.

В октябре зампред "Союзмаша" Владимир Гутенев заявил, ссылаясь на Андерссона, что на предприятии в 2016 году могут сократить от 2,5 до 6 тысяч человек. В ноябре недовольство кадровой политикой президента "АвтоВАЗа" выразил глава "Ростеха" Сергей Чемезов. По его словам, в отношении сокращений необходимо действовать деликатнее.

Обсуждать проблемы предприятия на "АвтоВАЗ" отправился вице-премьер Аркадий Дворкович. По итогам совещания он пообещал, что уволенные с завода смогут получить места на других предприятиях – в частности, в рамках Тольяттинской ОЭЗ. Также он сказал, что правительство разработает программу поддержки экспорта продукции "АвтоВАЗа". Позднее компания сообщила, что в целях исключения массовых сокращений в 2016 году, на первые полгода "АвтоВАЗ" перейдет на четырехдневную рабочую неделю.

Господдержка

Благодаря реализуемым мерам господдержки спроса на общую сумму 43,3 миллиарда рублей в 2015 году удалось предотвратить сценарий обвального падения рынка, несмотря на то что общий спрос на автомобили упал ниже уровня 2009 года, констатировал ранее Минпромторг.

По прогнозам ведомства, в отсутствие мер стимулирования рынка совокупный спрос не превысил бы 1,1 миллиона авто. Таким образом, к концу года благодаря госзакупкам машин, программе обновления автопарка, льготному автокредитованию и льготному автолизингу будет продано около 500 тысяч автомобилей.

В этом году по программам господдержки было продано 480 тысяч автомобилей, говорит исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов. Без господдержки тоже какое-то количество автомобилей из этого числа было бы продано, но рынок сократился бы значительно сильней. Получается, что без господдержки рынок недосчитался бы чуть менее трети своего объема.

Власти РФ не оставят без помощи автопром и в 2016 году. Со стороны Кремля и правительства РФ уже поступили заверения, что отрасль включена в перечень претендентов на получение антикризисных средств бюджета.

Курс на экспорт

Внимание правительства на выгоду экспорта производимых в РФ машин в условиях слабого рубля обратил совладелец "Группы ГАЗ" Олег Дерипаска во время встречи с главой кабмина Дмитрием Медведевым. Необходимо пересмотреть программу развития автоэкспорта с учетом увеличившейся конкурентоспособности российской продукции, настаивал бизнесмен.

Минэкономразвития создало дорожную карту поддержки автоэкспорта. Однако, по информации источников газеты "Коммерсант", в эту дорожную карту вошли преимущественно нефинансовые меры поддержки, а также повышение доступности финуслуг для экспортеров.

По словам Дерипаски, главная сложность для экспорта продукции — это высокая стоимость кредитных ресурсов. Помочь в этом российским производителям призван Росэксимбанк – до конца года банк рассчитывал выдать кредитов в рамках программы поддержки высокотехнологичного экспорта на сумму не менее 20 миллиардов рублей, говорил председатель правления банка Дмитрий Голованов.

Банк и "Группа ГАЗ" до конца 2015 года планируют подписать соглашение о льготном кредитовании покупателей автомобилей группы за рубежом, в первую очередь — в Казахстане и Белоруссии. Подобные соглашения прорабатываются с УАЗом и КАМАЗом.

В начале года "АвтоВАЗ" планировал удвоить экспорт в 2015 году – до 100 тысяч машин, однако из-за падения рынка в Казахстане, который был основным импортером продукции Волжского автозавода, получил контракты на поставку около 70 тысяч машин, говорил Андерссон.

Источники газеты "Ведомости" и вовсе говорят, что экспорт завода по итогам года сократится более чем на 40%. КАМАЗ ожидает роста экспорта по итогам года на 10%, до 7 тысяч грузовиков. Также в этом году петербургский завод Hyundai начал экспортировать машины в страны Ближнего Востока – Египет и Ливан. До конца года планируется поставить более 4 тысяч автомобилей.