"Татнефть" — одна из немногих российских нефтегазовых компаний, которая делает серьезную ставку на развитие нефтехимического направления. Компания даже отложила принятие стратегии развития-2030, чтобы более тщательно проработать именно нефтехимическую составляющую. Директор нефтегазохимического комплекса "Татнефти" Азат Бикмурзин в интервью RUPEC рассказал о том, на каких проектах будет сделан акцент в ближайшие годы.
- Президент Татарстана Рустам Минниханов сказал, что в перспективе "Татнефть" может отказаться от продажи сырой нефти в пользу переработки. Разделяете ли Вы эту точку зрения? За счет каких мощностей это планируется сделать, с учетом того, что сегодняшние мощности ТАНЕКО сильно ниже годовой добычи "Татнефти"?
- Комплекс ТАНЕКО — это одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий в России, первый завод такого масштаба, построенный "с нуля" в постсоветские времена. Сейчас его загрузка по сырью составляет около 13 млн тонн нефти в год, а с вводом в эксплуатацию второй установки замедленного коксования в конце 2021 года мощность достигнет 16,1 млн тонн при нулевом выходе мазута. Напомню также, что в Нижнекамске, кроме ТАНЕКО, работает еще один НПЗ, его ежегодный объем переработки которого составляет 7,4 млн тонн. Таким образом, в Татарстане можно будет перерабатывать до 70% от общего объема добычи.
Это уже очень высокий показатель, но еще более он впечатляет, если обратить внимание на глубину переработки на ТАНЕКО — 99%. Это означает, что миллионы тонн нефти проходят на нашем заводе несколько сложных процессов, превращаясь в ценные нефтепродукты.
Создание такого масштабного комплекса требует огромных финансовых затрат, и любые решения по увеличению объема переработки необходимо тщательно и всесторонне оценивать, в том числе с точки зрения экономики. Для нас увеличение переработки — не самоцель. "Татнефть" постоянно находится в поиске лучших направлений для инвестиций, в том числе мы рассматриваем и варианты увеличения переработки нефти на комплексе ТАНЕКО.
- Какое видение у Вас по развитию нефтехимического бизнеса "Татнефти"? Какие цели и ориентиры компания ставит перед собой в ближайшие годы?
- У нас есть понимание, что вне зависимости от дальнейшего развития топливного рынка компания может вполне успешно диверсифицировать свой бизнес за счет более эффективной монетизации углеводородного сырья. Это также помогает купировать риски, связанные с потенциальными изменениями в структуре потребления нефтепродуктов. И если по итогам 2020 года, доля нефтехимического сегмента в выручке компании составила немногим более 7%, то нам однозначно есть куда развиваться в этом направлении.
Исходя из этого, мы делаем большую ставку на создание собственного крупного нефтехимического комплекса, основанного на переработке имеющихся объемов сырья. В первую очередь основные усилия мы сосредоточили на развитии производственной площадки "Тольяттикаучук", благодаря проектам строительства принципиально новых современных производств, а также модернизации и повышения эффективности действующих активов. Наряду с анонсированным проектом в Республике Казахстан, предусматривающим производство бутадиен-стирольных каучуков, новые проекты в Тольятти позволят нам укрепить позиции компании в каучуковом бизнесе.
Также активно ведется работа по интеграции нового производственного актива "Экопэт" в технологическую цепочку "Татнефти". Имея собственный перспективный ресурс параксилола, мы рассчитываем на строительство и пуск нового современного производства терефталевой кислоты уже в ближайшие годы, которое позволит обеспечить "Экопэт" необходимым сырьем.
Что касается новых приобретений, то хочу подчеркнуть, что наша стратегия основывается в первую очередь на органическом развитии собственных мощностей. Однако мы достаточно гибки, если открывается соответствующее окно возможностей, и приобретение "Экопэт" летом этого года — хороший пример такой возможности.
Кроме того, по отдельным продуктам с учетом олигопольного характера их рынков или необходимости специфичных компетенций мы видим целесообразность в кооперации с партнерами.
- Какие новые ключевые принципы компания хочет включить в стратегию развития нефтегазохимии? Планируется ли развитие каких-то еще направлений в нефтехимии, возможно в средне- и малотоннажной?
- Я бы немного переформулировал вопрос — "Татнефть" не пересматривает, а актуализирует стратегию своего развития в нефтегазохимии. Учитывая появление новых бизнес-вызовов, мы заинтересованы в том, чтобы концепция стратегии не теряла своей актуальности.
Ключевые принципы развития нефтегазохимии продиктованы общей стратегией развития компании, в приоритете которой рост акционерной стоимости. Не менее важным фактором являются цели "Татнефти" в области устойчивого развития, в связи с чем мы также учитываем углеродный след проектов. Соответственно, мы рассматриваем возможность использования сырья растительного происхождения для части проектов, а также применение наиболее современных технологий и катализаторов.
В совокупности это позволит нам производить нефтехимическую продукцию с минимальными показателями выбросов парниковых газов по системе SCOPE.
По отдельным продуктовым цепочкам мы в рамках стратегии естественным образом доходим до средне- и малотоннажных производств "нишевых" продуктов, реализация которых обеспечивает синергию с крупнотоннажными проектами.
- Какой средний объем инвестиций в нефтехимию запланирован на ближайшие 5 лет, в какой пропорции они будут распределены между проектами в России и в Казахстане? Есть ли планы по развитию нефтехимического бизнеса в других странах?
- Наша компания всегда открыта для сотрудничества. На сегодняшний день мы активно работаем с Республикой Казахстан в области развития нефтегазохимических производств, однако не исключаем перспектив сотрудничества и с другими странами.
Что касается инвестиций — создание нового современного нефтехимического комплекса априори предполагает большие капитальные вложения, измеряющиеся десятками миллиардов рублей. Компания "Татнефть" готова к таким инвестициям. Кроме того, на постоянной основе ведется работа по уточнению и оптимизации капитальных затрат.
- В каком году произойдет запуск недавно анонсированного производства ТФК и какой объем инвестиций в проект подразумевается? Планируется ли также в будущем обеспечение завода "Экопэт" и собственным этиленгликолем?
- Мировая практика показывает, что реализация подобных проектов занимает порядка 3 лет. В настоящее время проект ТФК имеет высокий статус прединвестиционной проработки — мы уже выбрали лицензиара технологического процесса и в ближайшее время приступим к стадии проектно-изыскательских работ.
Вопрос обеспечения "Экопэта" собственным этиленгликолем не является критическим. Этиленгликоль – это продукт, который широко представлен на глобальном рынке. А географическое расположение Калининграда позволяет закупать его без особых проблем из любых близлежащих регионов.
Однако в будущем мы неизбежно будем стремиться к вовлечению возобновляемых ресурсов в производство нефтехимической продукции. Одним из возможных вариантов развития в данном направлении является производство этиленгликоля из растительного сырья.
- Каким Вы видите дальнейшее развитие предприятия "Экопэт"? Планируется ли увеличение мощностей? Модернизация? Планируется ли развивать на мощностях предприятия переработку вторичного ПЭТ с вовлечением в новые производственные процессы?
- С момента приобретения "Экопэт" прошло чуть более квартала, поэтому на данный момент стратегия развития данного актива еще не утверждена. Нами рассматривается сразу несколько вариантов. Важным моментом также является строительство нового производства ТФК и обеспечение "Экопэт" сырьем.
Что можно сказать с уверенностью, так это то, что мы активно изучаем вопрос организации переработки вторичного ПЭТФ в краткосрочной перспективе. Как я уже ранее говорил, "Татнефть" уделяет особое внимание вопросу экологии, и "Экопэт" не станет исключением. Однако, если говорить о переработке вторичного ПЭТФ в целом, то развитие данного направления в первую очередь определяется развитием системы раздельного сбора и первичной сортировки отходов в РФ.
- В каком статусе находится реализация проекта по строительству установки малеинового ангидрида?
- Мы достаточно далеко продвинулись по реализации проекта малеинового ангидрида — приобрели технологическую лицензию на производство, осуществили проектные работы, получили разрешение на строительство, закупили часть оборудования.
К сожалению, в конце прошлого года, с учетом уточненных данных по объему капитальных вложений и конъюнктуры рынка, мы поняли, что окупаемость проекта не соответствует нашим начальным ожиданиям. В связи с этим мы приняли решение о приостановке проекта и сейчас ищем решения по повышению его эффективности, в том числе рассматриваем и другие площадки.