В четверг, 2 июня, президент Республики Беларусь Александр Лукашенко дал согласие на назначение Владимира Николаенко генеральным директором ОАО «Белорусская калийная компания», сообщает пресс-служба президента Белоруссии.

Напомним, ОАО «Белорусская калийная компания» была создана в апреле текущего года. Основным ее акционером является «Беларуськалий». Доля этой компании в уставном фонде составляет 98%, 2% акций принадлежит ОАО «Гродно Азот».

Ранее экспорт белорусских калийных удобрений осуществляла Международная калийная компания (МКК), которая создавалась при участии «Беларуськалия» и российских предприятий. Однако, по оценкам специалистов, наличие посреднического звена в экспорте калийных удобрений приводило к потерям бюджета Беларуси до 100 млн долларов в год.

Одной из целей создания «Белорусской калийной компании» было сокращение посредников при транспортировке удобрений потребителям и сохранение средств внутри страны. Уже в прошлом году по поручению А. Лукашенко была проведена работа по освоению морских перевозок калийных удобрений резидентами Белоруссии.

Комментируя назначение В. Николаенко генеральным директором «Белорусской калийной компании» президент Белоруссии подчеркнул, что все контракты на поставку сырья в этом году должны быть заключены от имени «Белорусской калийной компании» и «Беларуськалия».

Президент Белоруссии заявил, что республика по-прежнему будет соблюдать объемы добычи и продажи продукции и, чтобы не дестабилизировать рынок удобрений, собирается координировать свою политику с Россией, Канадой и другими странами–производителями калийных удобрений.

В ближайшее время Белоруссия планирует перейти на транспортировку своей продукции исключительно белорусскими судами. Функции перевозки минудобрений возьмет на себя учрежденное на днях Белорусское морское пароходство, в которое вошла и «Белорусская калийная компания». С начала года «Белорусская калийная компания» перевезла 360 тыс. тонн калийных удобрений, а до конца года перевезет в общей сложности 2 млн тонн.

Белорусское морское пароходство создано в соответствии с программой развития внутреннего водного и морского транспорта до 2010 года. В настоящее время пароходство занимается фрахтованием морских судов. В 2006 году запланировано приобрести в собственность два судна: балкер грузоподъемностью до 30 тыс. тонн, имеющий срок эксплуатации около 10-17 лет, и судно типа «река-море» грузоподъемностью от 3 до 6 тыс. тонн. Приобретать суда планируется за счет кредитов белорусских банков.