Нефтяные компании впервые пошли на уступки независимым операторам АЗС. Они готовы работать с ними по долгосрочным контрактам под залог станций или по 100-процентной предоплате. Оптовики не справляются с продажей топлива.

Заправка в кредит

В январе независимые владельцы и операторы автозаправок получили от нефтяных компаний, в частности «Роснефти», рабочие предложения по поставкам нефтепродуктов (есть в распоряжении РБК). Им предложили три варианта формирования цены топлива и два варианта его оплаты.

Нефтяники готовы отгружать топливо по 100-процентной предоплате или как товарный кредит с отсрочкой платежа. Одним из условий работы по такому долгосрочному договору будут обязательства нефтяной компании по бесперебойным поставкам, а клиентов – по покупке фиксированного объема топлива в месяц. В случае невыполнения условий компания компенсирует АЗС упущенную выгоду, а АЗС платит штраф.

Эти предложения – итог совещания в Минэнерго 17 декабря с крупными нефтяными компаниями. Чиновники собрали их для того, чтобы исключить повторения ситуации дефицита бензина и резкого роста цен на топливо в условиях изменения налогового законодательства в РФ и из-за форс-мажоров (аварии и внеплановые ремонты НПЗ). Первые признаки дефицита бензина на региональном уровне наблюдались осенью 2014 года, когда в Сибири, Алтайском крае и Бурятии владельцы НПЗ ограничили поставки топлива независимым АЗС. Последние пожаловались властям, и ритмичные поставки бензина наладили директивно.

Условия нефтяников

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша подтвердил, что после совещания в Минэнерго был составлен протокол, в котором компаниям рекомендовали до 25 января предоставить свои предложения. По словам Аркуши, на их обсуждение может уйти несколько месяцев, пока «конкретики нет».

«Газпром нефть», «Башнефть» и ННК (Независимая нефтяная компания) обещали на встрече в Минэнерго рассмотреть возможность заключения договоров с формулой цены в течение первого квартала 2015 года, следует из текста протокола. ЛУКОЙЛ и «Роснефть» сообщили Минэнерго, что практика заключения подобных договоров у них уже есть.

В числе существенных условий рекомендуемых договоров, согласно протоколу декабрьской встречи, будут: годовой объем поставок по видам нефтепродуктов и базисам отгрузки, равномерная поставка нефтепродуктов в течение года, ценообразование по формуле, а также штрафы для поставщиков и покупателей за отказ от исполнения обязательств.

Битва за объемы

«Официального предложения от нефтяных компаний по заключению долгосрочных контрактов c формулой цены и на условиях товарного кредитования в компанию не поступало, но мы слышали о нем и ознакомились по линии Российского топливного союза», – рассказал  заместитель генерального директора по торговле ГК «Трасса» Дмитрий Рыжков.

По его мнению, нефтяные компании идут на такие меры не под давлением чиновников, а вынужденно: потребление нефтепродуктов снизилось в декабре–январе от 10 до 40% (в зависимости от региона, данные сетей за декабрь 2014 – январь 2015 года) по отношению к аналогичному периоду 2013–2014 годов.

Начальник отдела маркетинга оптового поставщика топлива «Мобойл» Ринат Хантемиров считает, что нефтяникам нужно, чтобы покупатели взяли на себя обязательства по выборке, иначе их бизнес станет убыточным. «По опросам владельцев АЗС, в начале 2015 года реализация упала по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20–40%. Если эта тенденция сохранится, то очередь желающих купить у ВИНК [вертикальных интегрированных нефтяных компаний] продукт сильно поредеет», – считает Хантемиров.

Сейчас, по данным консалтинговой компании «Инфотэк-консалт», доля рынка независимых операторов АЗС в России составляет 55–60% (по числу станций), они продают треть моторного топлива, а две трети нефтяные компании реализуют через собственные сети заправочных станций.

По статистике Минэнерго, в январе 2015 года по отношению к тому же периоду 2014 года производство автомобильных бензинов увеличилось на 6,5% и составило 3,571 млн т, выпуск дизельного топлива вырос на 1,9%, до 6,776 млн т. Однако мелкие оптовики и независимые заправки не выкупают даже прежние объемы топлива, отчасти из-за снижения спроса, отчасти из-за роста ставок по банковским кредитам.

Заложи станцию

На совещании в Минэнерго «Рос­нефть» сообщила, что готова предложить операторам АЗС схемы товарного кредитования. Представитель «Газпром нефти» вчера рассказал, что компания в течение последних лет предлагает участникам рынка выбор: поставки топлива по предоплате или с отсрочкой платежа. «В настоящий момент число контрагентов, предпочитающих отсрочку платежа, несколько возросло», – добавил он.

Владелец АЗС в Подмосковье Денис Свистаков рассказал, что на запрос о товарном кредите «Газпром нефть» ответила, что готова заключить с ним долгосрочный контракт при ставке 13% под залог АЗС. «С одной стороны, это выгодно, так как сейчас АЗС заложена в банке со ставкой 30%, но с другой стороны, заложив АЗС «Газпром нефти», мы будем привязаны к одному поставщику», – говорит Свистаков.

Хантемиров сообщил, что похожее предложение «Газпром нефти» получили многие независимые операторы.

«Мы будем оценивать целесообразность использования схемы товарного кредитования, так как нам интересна покупка крупным оптом по рыночной цене, – говорит Рыжков из «Трассы». – Что касается возможности товарного кредитования на условии залога АЗС, все будет зависеть от залоговой стоимости заправок по сравнению с оценкой банка».

Формула цены

Прежде по схеме товарного кредитования работали в основном трейдерские компании, они поставляли нефтепродукты клиентам и по предоплате, и с отсрочкой, рассказал директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Он добавил, что к предложенной нефтяными компаниями схеме у покупателей – владельцев АЗС – есть много вопросов. Например, непонятно, как будет формироваться «отпускная цена с НПЗ» на условиях товарного кредитования. Кроме того, по его словам, непонятно, зачем нужна биржевая торговля, если независимые АЗС будут закупать нефтепродукты у нефтяных компаний напрямую по ценам, рассчитываемым исходя из уровня цен на АЗС.

Сами нефтяные компании не имеют единого подхода к формированию отпускной цены. Так, «Роснефть» определяет цену поставок по договорам исходя из значения биржевого индекса. А ЛУКОЙЛ, работая с независимой розницей, ориентируется на розничные цены собственной сети заправок в регионах (данные протокола заседания Минэнерго от 17 декабря).

Представитель «Роснефти» отказался комментировать детали переговорного процесса, сославшись на нормы деловой этики. Источник  в компании отметил, что представители независимых операторов просят ценовых преференций при поставке нефтепродуктов – не на основе цены, установленной биржей, а по особой пониженной формуле. Собеседник  удивился, что инициатива нефтяной компании обсуждается публично, и добавил, что непонятно, почему «независимые» увидели в предложенных к обсуждению вариантах фиксированный контракт.