Стоимость АИ-95 приблизилась к максимуму за всю историю торгов на бирже СПбМТСБ, который был достигнут во время кризиса 2018 года. Цены на топливо растут вслед за мировыми нефтяными котировками, на которые оказывает давление длительное отсутствие решения по сделке ОПЕК+, а также на фоне высокого спроса в отпускной сезон. Вместе с тем независимые АЗС жалуются на риски банкротств в связи убыточностью розничной торговли. По мнению экспертов, корректировка демпфера с мая пока не в полной мере оказала влияние на цены из-за позднего принятия инициативы.

Цены на АИ-95 и АИ-92 на бирже СПбМТСБ выросли 7 июля на 0,76%, до 58,9 тыс. руб. и 55,5 тыс. руб. за тонну соответственно. Оптовые цены на топливо растут в период отпускного сезона на фоне увеличения мировых нефтяных котировок, на которые оказывает давление неопределенность в сроках принятия решения ОПЕК+ по наращиванию добычи с августа. Кроме того, решение по увеличению добычи ОПЕК+ позволило бы увеличить переработку нефти для насыщения предложения.

Резкое увеличение оптовых цен на топливо должно приводить к подорожанию топлива на заправках, однако регуляторы требуют, чтобы рост розничных цен не превышал уровень инфляции.

К концу июня, по данным Росстата, цены на бензин увеличились на 4,4% при инфляции в 4,2%. Такой подход приводит к убыточности розничного бизнеса как у нефтекомпаний, так и у независимых игроков. Однако последние, в отличие от нефтекомпаний, не имеют иного существенного источника доходов. На этом фоне правительство в июне уже задумалось об ограничении цен на топливо в мелком опте, как это происходило время кризиса 2018 года.

Российский топливный союз (РТС, объединяет независимые сети АЗС) в письме (есть у “Ъ”) к премьеру Михаилу Мишустину сообщает, что с середины декабря 2020 года биржевые цены на АИ-92 и АИ-95 выросли на 25,6% и 29,7%, а розничные — лишь на 4,6–4,9%. «Резкий рост оптовых цен, в разы превысивший уровень текущей инфляции, в условиях ограничения роста розничных цен индексом инфляции привел к длительному периоду работы розничных операторов в убыток, риску банкротства и закрытию независимых сетей»,— говорится в письме главы РТС Евгения Аркуши.

В мае—июне демпфер для автобензина выполнял свои функции, компенсируя производителям потери от продажи продукта на внутреннем рынке по ценам значительно ниже экспортной альтернативы, считает Анна Лишневецкая из «Петромаркета». За тот период средняя оптовая цена на АИ-92 (без косвенных налогов) была в среднем на 10,8 тыс. руб. за тонну ниже среднего экспортного нетбэка, а демпфирующие надбавки — 12,69 тыс. руб. в мае и 13,69 тыс. руб. в июне — с лихвой компенсировали производителям дисконт в отпускной цене относительно нетбэка.

Однако корректировка «демпфера» не отразилась в полной мере на ценах внутреннего рынка, так как она была закреплена законодательно с большим опозданием, считает эксперт.

То есть нефтяники получат отчисления по скорректированному демпферу задним числом, говорит она. Майское обновление параметров демпфера было разработано при более низких ценах на нефть и нефтепродукты в Европе, напоминает Анна Лишневецкая. По ее мнению, если регулятор хочет сохранить рост розничных цен на моторные топлива в пределах инфляции и обеспечить при этом разумный уровень маржинальности АЗС, имеет смысл задуматься о еще одной корректировке формулы «демпфера» для автобензина и дизтоплива.