Химические компании и стивидоры смогли добиться снятия ограничений на хранение минудобрений в российских портах — Госдума одобрила законопроект во втором чтении. Нынешнее регулирование запрещает хранить удобрения ближе 500 м от моря, что, по мнению химиков, не позволяет им строить новые мощности по перевалке и стимулирует отгрузки через иностранные порты. Эксперты отмечают, что государству нужно сохранять баланс между интересами производителей и экологической безопасностью, пишет Ъ.

Госдума 18 ноября приняла во втором чтении законопроект, упрощающий хранение минудобрений в российских портах. Документ вносит поправки в Водный кодекс, позволяющие складировать агрохимикаты в специализированных хранилищах на территориях морских терминалов за пределами прибрежных защитных полос (30–50 м) и при наличии государственной экологической экспертизы.

 Законопроект снимает запрет на размещение химических складов в пределах 500 м от моря, введенный в 2013 году, который, по мнению российских производителей, мешал им строить новые экспортные терминалы. Разрешение касается складов, построенных до 2013 года, а также новых перевалочных мощностей, если владельцы оборудуют хранилища системами, предотвращающими загрязнение воды.

Прежде всего в снятии ограничений заинтересованы «Ультрамар» и «Еврохим», которые намерены реализовать крупные проекты по перевалке удобрений в порту Усть-Луга.

Первая попытка принять законопроект, который рассматривался в Госдуме три года, была в июле. Он прошел первые два чтения, что обычно является гарантией принятия, но затем возникли разногласия. Замглавы комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов предложил запретить размещение хранилищ минудобрений в морских портах в городах и населенных пунктах, хотя именно там находится большинство химических терминалов (Новороссийск, Выборг, Санкт-Петербург). По мнению производителей и стивидоров, такой запрет мог привести к потере 85% перевалки агрохимикатов. Они отмечали, что более 40% российских минудобрений, идущих по морю за рубеж, отправляются из Прибалтики, Финляндии и Украины.

Госдума вернула законопроект на второе чтение. Его предполагалось доработать к 1 сентября, но дата повторного рассмотрения не раз переносилась. В течение этого времени, уверяют источники “Ъ” на рынке, во всех российских портах, где переваливаются минудобрения, прошли многочисленные проверки Ростехнадзора и других ведомств. «Но там не нашли ничего, что помешало бы снятию ограничения на складирование»,— говорит один из собеседников “Ъ”. В «Еврохиме» “Ъ” заявили, что компания приветствует принятие законопроекта, которое приводит российские нормы в соответствие с международными правилами и позволит наращивать мощности по перевалке в России.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров называет законопроект о правилах хранения агрохимикатов в портах ожидаемым. Но, отмечает эксперт, при этом государство должно найти тонкую грань между поддержкой инвесторов и рисками, создаваемыми для природы терминалами, расположенными около воды и в границах городов. При этом господин Бурмистров сомневается, что принятие законопроекта приведет к быстрому переводу грузов из Прибалтики в Россию, так как некоторые перевалочные мощности там принадлежат российским компаниям.