Безопасность – наивысшая ценность на море. Суда должны быть способны противостоять многим агрессивным факторам. Соленая вода разъедает корпус корабля, высокие волны перехлестывают через палубу и влага проникает в каждую щель. Палубы паромов стенают под натиском тяжеловесных грузовиков. Массивные контейнеры, в которые помещают перевозимые грузы, царапают стенки. Стальные гиганты постоянно ударяются о пирс во время маневров при постановке в док.

При использовании традиционных методов кораблестроения корпус и палубы обычно состоят из стальных пластин толщиной от одного до двух сантиметров. Они должны быть усилены сварными элементами жесткости. Корпус танкера среднего размера состоит из примерно 60 километров сварочных швов. Это приводит к значительным трудовым и материальным затратам во время строительства и ремонта. Кроме того, швы становятся слабым звеном во влажной окружающей среде, поскольку ржавеют в первую очередь. Они также подвержены большему износу.

Независимо от того, нефтяные ли это танкеры, паромы, грузовые суда с ценным грузом или роскошные яхты, в скором времени навигация среди волн для всех типов судов станет более безопасной: новая система, состоящая из стали и пластика, позволит кораблям быть более устойчивыми и долговечными, а также более экономичными. Новейшая система Sandwich Plate System (SPS) от BASF и лондонской компании Intelligent Engineering открывает новую эру в кораблестроении. Эксперты полагают, что разработка Elastogran, филиала BASF, позволит полностью заменить классические стальные конструкции в кораблестроении.

Система получила название «бутерброд», и для этого есть основание: два листа стали прочно соединяются с помощью пластикового заполнителя между собой. Средний слой состоит из особой смеси эластомера полиуретана, являясь одновременно чрезвычайно долговечным и эластичным. В результате компоненты SPS более прочны, чем традиционные стальные конструкции. Кроме того, суда, построенные с использованием метода SPS, более легкие, материалы более долговечные. Расходы на ремонт, эксплуатацию и строительство новых судов всех классов будут гораздо ниже.

С применением новой технологии Elastogran, технологический лидер по производству полиуретановых пластмасс, открыл новый обширный рынок. BASF надеется, что продажи SPS к 2010 г. смогут приносить по несколько сотен миллионов евро прибыли ежегодно.

SPS превосходит стальные конструкции по многим аспектам. Высокая прочность системы позволяет значительно уменьшить количество необходимых элементов жесткости; устраняется примерно 50 процентов сварочных работ, требующих интенсивного труда. Строительство с применением метода SPS является более простым и менее затратным, а кроме того, приводит к большей упругости, чем способы, используемые при создании традиционных моделей.

«Наш метод кораблестроения SPS подходит для всех типов судов», – говорит доктор Jens Dierssen, эксперт по SPS в Elastogran. В настоящее время в мировых океанах эксплуатируется примерно 87 000 грузовых судов, танкеров и круизных судов; ежегодно этот флот увеличивается примерно на 2 000 кораблей. «Это является многообещающим рынком с огромными потенциальными преимуществами для защиты окружающей среды и для безопасности судоходства на море», – говорит Dierssen.