Пандемия и падение рубля уже привели к тому, что россияне бросились скупать не только гречку с туалетной бумагой, но и автомобили, пока они не подорожали. Накануне сезона шиномонтажа Авто Mail.ru решил выяснить, не грозит ли нам дефицит покрышек.

Пандемия коронавируса уже привела к закрытию нескольких десятков автомобильных заводов, о приостановке производства объявляли и ряд мировых производителей шин. 

23% россиян уже приняли решение отложить покупку автомобиля. Однако участники рынка отмечают, что в марте спрос на машины вырос и в некоторых случаях приближается к ажиотажному. Точные данные будут опубликованы только к середине апреля, а пока решили оценить ситуацию на рынке шин.

Сезон шиномонтажа уже начинается, хотя специалисты рекомендуют жителям средней полосы менять покрышки в самом конце марта. Хватит ли покрышек на всех желающих купить новый комплект? Этот вопрос задали экспертам отрасли.

Как рассказала Надежда Чурмеева, исполнительный директор Ассоциации производителей шин: «Шины — это товар, который производится заранее. Летние шины для сезона 2020 г. уже произведены, отгрузка летнего ассортимента оптовому звену началась в ноябре-декабре прошлого года, то есть эти шины уже находятся в логистической цепи, на складах дистрибьюторов».

«С точки зрения производства и импорта шин мы не видим рисков пустых складов у дистрибьюторов в предстоящем летнем сезоне», — говорит Надежда Чурмеева.

При этом, как пояснил Алексей Малышев, PR-директор маркетингового агентства ROIF Expert, «импортные легковые шины из КНР, Республики Корея и Японии составляют около 23% продаж на российском рынке».

Как уточнил Алексей Малышев, «у нас нет информации о функционировании производств конкретно в этих государствах. Безусловно, остановка большого количества производств в КНР в феврале/марте могла сказаться на выпуске шин и их поставках в Россию».

 Если импорта не будет, бояться все равно нечего

Статистика ROIF Expert свидетельствует о том, что сегодня все равно «более корректно говорить не о дефиците, а об излишках шин для различных классов автомобилей. На протяжении 2017-2019 годов статистика фиксирует постепенное накопление этой продукции на складах в размере нескольких сотен тысяч шин в год».

Это значит, что шинные компании за два года накопили запас, которого должно хватить на всех. Более того, производителям только на пользу пойдет возможность распродать эти остатки, говорит Алексей Малышев. «Перерыв в работе шинных заводов должен в первую очередь снять с рынка определенный навес в размере около 1,5% от ежегодного потребления. Плюс к этому уже в 2019 году шинные заводы сократили производство легковых шин на 7,7%».

 Риск — в логистике

Самое слабое звено в цепочке поставки шин от производителя к потребителю — это транспортировка. Еще 23 марта Роспотребнадзор начал проверять весь транспорт, прибывающий в Россию.

По словам Надежды Чурмеевой, «в настоящий момент ключевым вопросом является стабильность логистических потоков внутри страны, в части доставки шин в розницу».

«Что касается работы логистической системы, то это другая, отдельная тема, — подчеркивает и Алексей Малышев. — Пока что в России, насколько нам известно из сообщений масс-медиа, не предполагается введения жестких ограничений на перемещение товаров по территории страны. А случаи заболевания COVID-19 носят единичный характер и в ближайшей перспективе не могут стать реальным препятствием для функционирования товаропроводящих каналов».

Но в любом случае, поскольку «Необходимые объемы уже произведены и поступают в товаропроводящую сеть», как говорят в ROIF Expert, переживать за предстоящий сезон шиномонтажа простым водителям не стоит. В отличие от цен на автомобили — они уже начали расти.