Комплексное развитие нефтегазовой и нефтегазохимической инфраструктуры на Дальнем Востоке должно включать соответствующие проекты во многих субъектах региона. В противном случае, наверняка возникнут существенные «изъяны» в размещении промышленных центров в дальневосточном регионе РФ. Эти оценки были высказаны в ходе международной конференции «Инфраструктурные проекты на Дальнем Востоке», состоявшейся 28 мая в Москве.

По мнению замминистра по развитию Дальнего Востока Максима Шерейкина, «региону требуются современные мощности по производству продуктов глубокой переработки нефтегазового сырья, а так же терминалы для отгрузки. Причем, то и другое целесообразно создавать в разных регионах Дальневосточного федерального округа (ДФО) с надлежащей инфраструктурой и логистикой».

Замминистра пояснил обозревателю RCC, что «инвесторы из многих восточноазиатских стран планируют вкладываться в развитие этих отраслей в ДФО. Это не в последнюю очередь связано с намерениями не «оставлять» экономику российского Дальнего Востока и ее сырьевую базу только китайским инвесторам».

Одно из подтверждений таких намерений – недавнее подписание в Красноярске меморандума о взаимопонимании и инвестиционном сотрудничестве между министерством РФ по развитию Дальнего Востока и компанией Baoli Bitumina Singapore. Согласно документу, в Хабаровске в ближайшие 3 – 4 года будет построен завод по производству битума и битумных изделий. Инвестиции в строительство завода составят 50 млн долл. США. Продукция с этого завода будет поставляться на внутренний рынок, в КНР, Японию и Сингапур.

Также Baoli Bitumina Singapore планирует инвестировать до 200 млн долл. США в модернизацию дальневосточных терминалов РФ по экспорту нефтегазового сырья.

Тарас Попов, заместитель постпреда Саха-Якутии при президенте РФ, отметил, что в районе «Заречье»  планируется «создание нового промышленного центра на основе экспортно-ориентированных проектов по газопереработке и газохимии».

Т. Попов уточнил RCC, что речь идет «о реализации частными инвесторами проектов завода по производству метанола – около 1,3 млн т/год,  СПГ - до 50 тыс. т/год, и завода по производству карбамида годовой мощностью в 1,2 млн тонн. Эти проекты намечено осуществить в промзоне площадью в 1920,3 га. «Якорными» резидентами здесь являются, наряду с GSHL (Индия), местная «ЯТЭК»: ее доля в объеме добычи газа в Якутии превышает 85%. Весь объем производимого карбамида планируется поставлять в КНР и Индию; основную часть метанола намечено экспортировать в КНР и Южную Корею».

В промзоне «Кангалассы» (в Якутске), по данным Т. Попова, планируется, с участием иностранных инвесторов, создание мощностей по производству полимерных труб, нефтесорбентов и продуктов бытовой химии.

Многие проекты железнодорожного строительства в сибирско-дальневосточном регионе тоже связаны с нефтегазовым сектором. «Среди них, - пояснил RCC вице-президент «Газпромбанка» Олег Костин, - проект Северного Широтного Хода (Салехард-Уренгой-Надым-Игарка). Эта магистраль обеспечит кратчайший выход из нефтегазодобывающих районов Ямала в Северо-Западный регион РФ. Инвестиции в проект составляют 134 млрд рублей».

В целом, «для обеспечения максимальной эффективности экспорта, требуется доскональное изучение баланса спроса-предложения по нефтегазовой, нефтегазохимической, да и любой другой продукции в Китае и других странах Восточной Азии, – уточнил RCC Александр Баженов, гендиректор Федерального центра проектного финансирования. - Поскольку экспортные предложения и «ожидания», без анализа спроса-предложения в странах-потенциальных импортерах, наверняка будут не реализованы. Если производство, к примеру, товаров нефтегазохимии где-либо сориентировано только на экспорт, нужно обладать полной информацией о возможностях спроса на продукцию. Что особенно важно для Восточной и Юго-Восточной Азии, где существуют крупные экспортные производства и сырьевой сектор, ориентированные на китайский рынок».