Компании все чаще отказываются от коллективных органов управления. На сей раз возможность передать всю власть в одни руки предложил совет директоров ЛУКОЙЛа.
В сообщении для инвесторов в преддверии собрания акционеров он выступил с инициативой ликвидировать правление, а все его полномочия передать главному исполнительному директору — так теперь будет называться должность президента компании. Это не первый случай, когда крупный российский бизнес меняет структуру управления после начала боевых действий на Украине. Чем это объясняют? И пойдет ли такой шаг на пользу компании?
Совет директоров ЛУКОЙЛа сформулировал цель так: повысить оперативность принятия решений. Для этого акционерам рекомендуется принять изменения в уставе, где руководителя компании (раньше это был президент, теперь будет СЕО) наделят новыми функциями, среди которых утверждение бюджета, разработка стратегии дочерних компаний и координация их деятельности.
Само же правление будет упразднено, если акционеры, конечно, согласятся. В условиях кризиса такое решение ожидаемо, говорит член консультативного совета по иностранным инвестициям в России Александр Ивлев: «Подобные решения действительно помогают пройти турбулентные времена гораздо более эффективно, сокращая длинные цепочки согласований тех или иных идей, концентрируя больше власти в руках одного человека.
Некоторые риски, конечно, возрастают. Нам нужно засекать определенный уровень транспарентности и сбалансированности при принятии решений. Есть система весов и противовесов, и я уверен, что руководство фирмы обратит внимание на то, каким образом можно нивелировать подобные риски».
Ситуация ЛУКОЙЛа не уникальна — собеседники “Ъ FM” даже называют это трендом. Но не столько из-за управленческих практик, сколько из-за санкционных рисков. Чаще, правда, правление не ликвидируют, а скрывают. Это позволяет правительственное постановление, опубликованное еще в марте. Там сказано, что в случае угрозы от недружественных стран компания может ограничить информацию о своей работе, включая состав топ-менеджмента.
Так, например, «Роснефть» скрыла список участников правления, а «Сургутнефтегаз» — совета директоров, МКБ — данные о руководителе, РНПК (Российская национальная перестраховочная компания) сделала закрытым состав вице-президентов.
При этом все они продолжают работу, рассказал управляющий партнер компании Odgers Berndtson Russia Роман Тышковский: «Это еще и вопрос спасения людей от потенциальных санкций. В последнее время западные политики довольно часто просто открывают сайт — смотрят, кто работает в этой компании, и всех, кто там есть, включая независимых членов совета директоров, вносят в санкционные списки.
Так было с Совкомбанком и "Открытием". Поэтому многие организации либо полностью скрывают свое управление, либо меняют формат, например, переводят правление на advisory board, который не имеет формального голосующего органа».
У ЛУКОЙЛа уже были с этим проблемы. Вагит Алекперов, больше 30 лет занимавший пост президента компании, был вынужден покинуть его из-за персональных санкций. Он пояснил, что не хочет мешать работе нефтегиганта, поэтому вскоре акционеры утвердили на его должность первого вице-президента Вадима Воробьева.
Теоретически расформировывать правление при этом необязательно, но впереди у ЛУКОЙЛа особо трудные времена, рассуждает директор по стратегии «Финам» Ярослав Кабаков: «С декабря вступают ограничения на поставки российской нефти в Евросоюз, и в этой связи у ЛУКОЙЛа может возникнуть потребность в достаточно быстром реагировании на различного рода проблемы — это во-первых. Во-вторых, такой шаг можно объяснить намерением сократить некоторый круг людей, у которых есть доступ к оперативной информации. Это сведения о бенефициарах, сделках по слиянию и поглощению, продажах, покупках и так далее. Возможно, это связано в том числе и с подготовкой тех или иных сделок по продаже или реструктуризации».
Пока в повестке собрания акционеров ничего подобного нет. Помимо реформы системы управления там заявлено разве что обсуждение вознаграждений совету директоров и размера дивидендов по итогам девяти месяцев этого года, что воспринимается инвесторами как позитивный сигнал. Однако главным фактором успеха компании по-прежнему остается цена на нефть, которая от правления ЛУКОЙЛа никак не зависит.