Строительные лаки производятся многими компаниями мира, в том числе и в России. Разнообразны их составы: от рецептов лака, используемого для бытовых целей до секретов скрипичного лака великого Страдивари. И число этих составов множится: фирмы изобретают все новые и новые рецепты своей продукции, чтобы привлечь максимальное число клиентов. Продукция разных производителей различается не только составом, но и целью, для которой она используется.

Водные паркетные лаки производятся на двух связующих основах: полиуретане и (или) акрилате. Лаки на чистом полиуретане имеют хорошую износостойкость, но недостаточно устойчивы к химическим воздействиям. Специалисты постоянно ищут оптимальное сочетание обеих основ, чтобы сохранить все их положительные свойства.

Один из наиболее привлекательных клиентов для любого производителя паркетного лака – Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

Наливные полы в Эрмитаже покрыты наиболее износостойкими полиуретановыми и алкидноуретановыми лаками, которые используются для защиты наиболее ценных пород дерева. Ведь главное здесь – не только защитить, но и выгодно подчеркнуть красоту и уникальность полов, которые сами являются своеобразным экспонатом музея. Эти лаки – из числа самых дорогих, но все оправдывает длительность их службы и высокое качество. Таким лакам не могут повредить ни каблуки с металлическими набойками, ни шаркающие подошвы тех, кому лень отрывать от земли ноги, ни даже какая-нибудь случайно задевающая пол дверь.

Недавно в музее были окончены работы по реставрации паркета в Малахитовом зале, созданном по проекту архитекторов Брюллова, Горностаева и Львова в 1837-1839 гг. Проходя по этому залу, люди обычно обращают внимание на потрясающую изумрудную отделку декоративных ваз, столов, колонн… но мало кто смотрит под ноги. Да и зачем было до недавнего времени опускать глаза, если тонкий рисунок паркета, покрытого лаком еще в 1978 году, уже невозможно было различить?

При создании паркета использовались 15 различных пород дерева, в том числе: самшит, орех, дуб, пальма. Работа по восстановлению заняла три месяца: после снятия лакового слоя и ремонта черного пола (щитов из сосновых досок, уложенных на лаги), необходимо было реставрировать сам уникальный паркет. Затем он был покрыт шестью слоями водного лака, дополнительным требованием к которому была экологическая безопасность и отсутствие веществ, могущих нанести вред другим музейным экспонатам.

Теперь рисунок паркета, который состоит их разных частей одной породы древесины, выглядит единым целым. Реставрационные работы в музее проводились отечественными фирмами «Эльбрус», «Арт-Эксперт», «Парфенон» и ООО «Ресстрой», имеющими большой опыт в осуществлении подобных проектов.

В 2000 году работы по реставрации и шлифовке художественных паркетных полов в «Лоджиях Рафаэля»Эрмитажа проводились фирмой «Паркет Холл». Эта фирма использовала воднодисперсионный двухкомпонентный полиуретановый лак Bonatech Traffic, разработку шведской фирмы BONA. Считается, что в тот период времени он значительно превышал по своим защитным свойствам все другие паркетные лаки. Кроме того, этот лак отличается и еще одной положительной особенностью: его применение не приводит к изменению внешнего вида древесины, что особенно ценно в реставрационных работах, призванных донести до нас мельчайшие нюансы оригинальной отделки.

Также следует упомянуть фирму LOBA – одного из лидеров по производству паркетных лаков. Это одна из старейших фирм, производящая свою продукцию в городе Ditzingen (Германия) с 1922 года. LOBA уделяет особое внимание разработке самых современных экологически чистых лаков на водной основе. Такие лаки использовались при покрытии паркетных полов не только в Эрмитаже, но и в президентском Дворце в Польше, в выставочном здании Мюнхена и во многих других местах.

Рынок лакокрасочных материалов чрезвычайно велик и разнообразен. Нелегко бывает выбрать оптимальное сочетание цены и качества используемого материала. Даже сами работники Эрмитажа сейчас затрудняются отдать явное предпочтение лаку какой-то определенной фирмы. Вероятно, окончательную оценку может дать только время и ноги посетителей Эрмитажа.