Пост-релиз конференции «Полимеры в автомобилестроении 2018». Организатор – INVENTRA (в составе группы CREON).
По итогам 2017 г. можно сказать, что четырехлетнее падение продаж на российском автомобильном рынке сменилось небольшим ростом, чему поспособствовали программы господдержки и увеличение объемов экспорта автомобилей, произведенных в РФ. Для развития рынка крайне важна и дальнейшая сбалансированная государственная поддержка. Какой она будет и будет ли вообще?
22 мая INVENTRA провела Десятую международную конференцию «Полимеры в автомобилестроении 2018». Мероприятие прошло при поддержке CREON Capital и выставки interplastica. Генеральные информационные партнеры – журналы «Полимерные материалы» и «Нефть и капитал», агентство Thomson Reuters. Стратегическим партнером выступило агентство «Коммуникации».
Генеральный директор INVENTRA Рафаэль Григорян, приветствуя собравшихся, отметил, что ситуация на автомобильном рынке двойственная: с одной стороны, отмечается рост продаж новых автомобилей, c другой, нет четкого понимания, как будет меняться рынок в условиях низкой покупательской активности населения и после окончания действия программ господдержки отрасли, служивших основным драйвером восстановления рынка.
Г-н Григорян добавил, что локализация, производство и потребление автокомпонентов растут параллельно автомобильному рынку, но связано это, среди прочего, с изношенностью автопарка в нашей стране. Подстегнуть уровень локализации производства автокомпонентов может отмена льгот на ввоз комплектующих для промышленной сборки, однако в условиях дефицита дешевых и качественных материалов, высоких пошлин на зарубежное сырье и длительного периода омологации, локализация материалов и их промышленное внедрение сложны, требуют денег и времени.
Вперед по трассе
Конференция началась с традиционного обзора автомобильного рынка России, который представила директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи, подтвердив слова Рафаэля Григоряна о том, что рынок автомобилей в 2017 г. действительно начал восстанавливаться, но все же не достиг предкризисного уровня 2014 г. ввиду санкций и снижения курса рубля.
Производство легковых автомобилей в России, в т.ч. иномарок, в 2017 г. составило 1.3 млн единиц, что также значительно меньше докризисной отметки 2014 г. В 2018 г. планируется произвести около 1.5 млн единиц легковых автомобилей, в т.ч. иномарок, и к 2023 г., по оптимистичному сценарию, данному экспертом, производство может увеличиться до 1.8 млн единиц. Продажи новых машин, в свою очередь, увеличились до 1.4 млн в 2017 г., и к 2023 г., при благоприятном исходе событий, составят около 1.9 млн шт.
Производство LCV, по словам выступающей, за прошлый год увеличилось, составив чуть более 128 тыс. единиц. В 2018 г., в лучшем случае, оно достигнет отметки 131 тыс., однако, до 2023 г. вновь снизится до 129 тыс. при оптимистичном сценарии или до 102 тыс. единиц при пессимистичном. Продажи LCV также возросли до 118 тыс. автомобилей в 2017 г., и, есть вероятность, что рост продолжится до 2023 г., достигнув отметки 137 тыс. единиц.
В сегменте грузовых машин также наблюдается прирост производства, которое в 2017 г. составило почти 74 тыс. единиц, и, если положительная тенденция сохранится, то к 2023 г. оно продолжит расти и достигнет отметки 87 тыс. единиц. По сравнению с предыдущим годом, как отметила выступающая, продажи грузовых машин резко увеличились с 52 тыс. до 79 тыс. К 2023 г., по прогнозу эксперта, может быть продано до 100 тыс. единиц грузовых автомобилей.
Перейдя к сегменту автобусов, эксперт сообщила, что в 2017 г. в России их было произведено порядка 13 тыс. единиц. И, в лучшем случае, к 2023 г. производство останется на том же уровне, в худшем – упадет до 12 тыс. Продажи по-прежнему идут практически в ногу с производством: в 2017 г. было продано 12 тыс. автобусов, а в 2023 г., возможно, цифра увеличится на 1 тыс.
Рафаэль Григорян поинтересовался, заявлены ли в будущем проекты господдержки автомобильной отрасли? Г-жа Арабаджи ответила, что все меры государственной поддержки принимаются на год, и на 2018 г. они уже приняты и очерчены. Если рынок начнет оживляться – объемы поддержки со стороны государства сократятся.
По данным AEB, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе-апреле 2018 г. выросли на 20.5% по отношению к аналогичному периоду 2017 г. и составили 545 тыс. автомобилей, об этом сообщил руководитель службы закупок сырья и материалов Ford Sollers Holding Игорь Чефанов. Продажи автомобилей, произведенных холдингом, за четыре месяца текущего года выросли на 31%.
Всего в 2017 г. в мире было произведено более 96 млн автомобилей, 29 млн из них приходятся на Китай, 11 млн – на Америку, 9.5 млн – на Японию, 5.9 млн – на Германию, что составляет 57% от общего производства. Оставшихся 43% распределились между 26 странами, в т.ч. и Россией, которая находится на 16 месте по производству – 1.6 млн транспортных средств, такую информацию предоставил выступающий со ссылкой на VERcity.
Директор Exotest-Рус Наиля Диярова поделилась с участниками новостью об открытии лаборатории в г. Казань, проводящей испытания автокомпонентов на световое и климатическое старение, устойчивость к царапинам, тесты на трение, износостройкость, ударопрочность, стирание маркировки и другие виды испытаний на проверку соответствия требованиям автопроизводителей.
Уровень локализации в сегменте легковых автомобилей в России, по словам г-жи Дияровой, можно выразить такими данными: 55% – Renaut-Nissan-Автоваз, 51% – Ford Sollers, UAZ, 45% – Volkswagen, 44% – HYUNDAI, KIA, 35% – General Motors, 30% – TOYOTA, 20% – CITROёn, Mitsubishi.
В продолжение темы, Игорь Чефанов добавил, что стратегия по локализации сырья и материалов FordSollers была определена в 2012 г., и компания с начала существования назвала ее одним из стратегических направлений работы, отметив, что Правительство Республики Татарстан оказывает серьезную поддержку по локализации материалов для нужд Ford Sollers. Возможность использования локальных нефтепродуктов для высокотехнологичных материалов является результатом совместных усилий нефтехимических предприятий, Татарстана и Ford Sollers.
Г-н Чефанов также отметил, что 97% всех материалов для локализованных пластмассовых компонентов основаны на базовом сырье Республики Татарстан, 92% которых приходится на полипропилен «Нижнекамскнефтехим», 2% – на АБС «Нижнекамскнефтехим», 3% – на полиэтилен «Казаньоргсинтез» и лишь 3% полиамида поставляются из других регионов России.
Специалист лаборатории качества материалов «Фольксваген Групп Рус» Виктор Абросимов представил доклад о проведении испытаний полимерных деталей в лаборатории компании, среди которых физико-механические тесты, оценка полимерных деталей после полигонных испытаний, специфические тесты, климатические испытания и эмиссия.
Также г-н Абросимов сообщил, что производственные мощности полного цикла «Фольксваген Групп Рус» в г. Калуга составляют 160 тыс. автомобилей в год, в г. Нижний Новгород – 107 тыс. автомобилей в год, а производственные мощности моторного завода в г. Калуга – 600 моторов в день.
Рафаэль Григорян задал вопрос о стратегии «Фольксваген Групп Рус» при работе с поставщиками и о планах по локализации. Выступающий ответил, что их концерн стремится к стопроцентной локализации. Но все зависит от поставщиков, т.к. представители «Фольксваген Групп Рус» часто встречаются со случаями несоответствия материалов требованиям. Компанией ведется кропотливая работа по локализации деталей на 70% и ее увеличению в будущем путем поиска новых поставщиков, производящих качественные материалы.
Ведущий специалист по закупке сырья и материалов Ford Sollers Гузель Кирсанкина добавила, что процедура омологации материалов «Фольксваген Групп Рус» закрыта. И поинтересовалась, сами ли они проводят испытания материалов? Г-н Абросимов уточнил, что поставщик сначала должен предоставить спецификацию, результаты испытаний своего материала, и только потом компания принимает решение – доверять или перепроверять, иногда опытный образец испытывается своими силами, и если он не соответствует требованиям – компания указывает поставщику, в чем и где улучшиться.
Курс на рост
Генеральный директор Volgalon Константин Поляков во время своего выступления отметил, что среднегодовое снижение на 1% производства полиамидов для автомобильной промышленности в России в период 2011-2013 гг. сменилось устойчивым ростом на 2% в год до 2017 г., составив почти 150 тыс. т.
На период 2017-2020 гг. выступающий прогнозировал существенный годовой прирост до 15% за счет реализации инвестпроектов на «КуйбышевАзот». Потребление полиамидов в России в сегменте волокон и нитей вырастет на 21% за счет реализации инвестпроектов на «КурскХимВолокно», ориентировочно до 60 тыс. т.
Также до 2020 г. докладчик прогнозировал увеличение потребления полиамидов для производства пластиков и пленок на 10-14% (до 30 тыс. т) в год за счет восстановления автопрома, реализации крупных инфраструктурных проектов и завершения инвестиционных проектов в сегменте пищевой упаковки.
Традиционно преобладающим сегментом потребления ПА6 в структуре автопрома в России являются волокна и нити, на которые приходится 60%, при этом г-н Поляков отметил сохранение значения сегментов пленок и инженерных пластиков как растущих. ПА66 не имеет локальной сырьевой базы, поэтому его потребление в сегменте инженерных пластиков обеспечивается за счет импорта.
Говоря о глобальных трендах автопрома, эксперт выделил снижение эмиссии и потребления топлива (способствует повышению эффективности силовых агрегатов); соединения и комфорт (электронификация, оцифровка, информативность на борту, автономность транспортного средства); безопасность (количество активных и пассивных систем безопасности, улучшение системы освещения); увеличение производительности (создание глобальных платформ, «интеллектуальный» дизайн деталей и функций); снижение веса путем конверсии металла в пластик и каучука в ТЭП и снижение трения.
Годовой объем полимерных композиционных материалов для автомобильной промышленности, произведенных «НПП «Полипластик» в 2017 г., составил более 25 тыс. т, из которых порядка 10 тыс. т произведено для деталей экстерьера, около 12 тыс. т – для интерьерных деталей и более 4 тыс. т – для деталей подкапотного пространства, такие данные представила руководитель проектов группы автопромышленности отдела развития рынка «НПП «Полипластик» Ирина Пьяных.
Выступающая выделила тот факт, что за последнее время «НПП «Полипластик» провели омологацию материалов для бамперов и деталей экстерьера Renault-Nissan, для воздуховодов Renault, для арок колес Renault, Ford, термостойкие полипропилены для деталей подкапотного пространства Volkswagen, производятся материалы для панели приборов, экстерьера «Автоваз», «ГАЗ» и «КамАЗ».
Основными потребителями материалов НПП «Полипластик» для автомобильной промышленности г-жа Пьяных назвала альянс Автоваз-Renault-Nissan, Volkswagen, Ford, «УАЗ», «КамАЗ» и «ГАЗ».
Представитель отдела разработки и технической поддержки IDI Composites International Europe Седрик Дефойе выступил с докладом о термореактивных композиционных материалах для облегчения конструкции транспортных средств. По мнению г-на Дефойе, одним из преимуществ использования SMC/BMC (листовые формовочные материалы/компаунды для объёмного прессования) в автомобилестроении является снижение выброса CO2 – облегчение конструкции на 10 кг позволит снизить выброс CO2 на 1 гр на 1 км пути.
Различные виды препрегов, производимых компанией, такие как IDILight SMC, обладают низкой плотностью и используются при производстве панелей кузова. IDIPure SMC имеют низкое содержание VOC-выбросов, слабопахнущие, не содержат стирола, применяются для интерьера. IDIStrong SMC обладают высокими механическими характеристиками, используются для производства несущих частей кузова, позволяя OEM-производителям уменьшить вес транспортного средства. Помимо этого, данные материалы соответствуют всем экологическим спецификациям, таким как устойчивость и пригодность для повторного использования.
Учитывая объем потребления материалов отдельными предприятиями, целесообразность инвестиций в создание новых марок для производителей полимеров вызывает сомнения. Однако при едином подходе и сотрудничестве с сырьевиками игроки рынка могут оказаться в выигрыше, ведь перспективы использования современных полимерных материалов становятся более обширными. Директор по развитию бизнеса CREON Capital Флориан Виллерсхаузен представил участникам один из вариантов выхода из ситуации, рассказав про открытый в 2016 г. CREON Energy Fund с совокупным объемом вложений более 100 млн евро. Существует несколько способов финансирования: банк, открытый рынок и частный капитал, а фонд CREON Energy может инвестировать совместно с партнерами и помочь в реализации проектов.
Хотите читать новости первыми? Подписывайтесь на Telegram INVENTRA по ссылке https://t.me/inventra
Пост-релиз подготовила специалист по связям с общественностью INVENTRA Полина Андриянова