В то время как большинство в химической промышленности сконцентрировало свои усилия в области электронной коммерции на сокращении издержек, Eastman Chemical главной задачей электронной коммерции считает увеличение доходов

Godefroy Motte, президент Eastman по Европе, Среднему Востоку и Африке, сказал делегатам недавней конференции EyeforChem Europe 2002, что необычный акцент компании отражает ее веру в то, что рост доходов, а не сокращение издержек предоставляет наибольший потенциал для поднятия значимости Eastman в глазах инвесторов.

«Cейчас, когда инвесторы изучают химические компании, – сказал Motte, – они видят, что химическая промышленность обеспечивает все меньшую и меньшую доходность капитала. В 1960-ых годах, например, доходность капитала в химической индустрии равнялась примерно 9%, к 2001 году эта цифра упала до 2%. И в то же время стоимость проданной продукции увеличилась, выручка от продаж упала, сведя доходы химических компаний практически на нет».

«Традиционно есть два пути увеличения стоимости, – продолжил Motte. – Вы можете сосредоточиться на совершенствовании производства или же на развитии новых направлений. Большинство из нас отдают предпочтение первому и стараются сэкономить несколько центов на издержках. Мы выворачиваемся наизнанку в попытке удовлетворить акционеров, но так не может продолжаться вечно».

«Сосредотачиваясь только лишь на сокращении издержек при производстве существующих продуктов и поставке их на существующие рынки, химические компании игнорируют три из четырех областей, в которых они могут повысить свою ценность, – отстаивает свое мнение Motte. – Эти области - доставка существующих продуктов на новые рынки, новых продуктов и услуг на существующие рынки, новых продуктов и услуг на новые рынки.»

Eastman, однако, работает во всех четырех областях:

Существующие продукты на существующих рынках. Motte называет этот квадрант «знаменателем», потому что он фокусирован на снижении издержек, недолговременном способе повышения доходов. В этом квадранте, по его словам, Eastman делает упор на построении глобальной платформы электронной коммерции, включая online витрину, имеющую сейчас 800 зарегистрированных клиентов, 20 000 пользователей и приносящую более 400 миллионов долларов выручки. Вторым направлением в этом квадранте является способность к взаимодействию, которая у Eastman выражается в 17 XML соединениях один к одному с торговыми партнерами, а также в построении инфраструктуры, необходимой для развертывания совместных цепных поставок. Eastman и DSM, к примеру, используют эти связи для автоматизации всех операций заказ-оплата, проведения совместного планирования и прогнозирования и минимизации дублирования и издержек транзакций.

Новые продукты и услуги на существующих рынках. Это один из трех квадрантов «числителя» Motte; подразумевается облегчение заказа продукции Eastman существующим клиентам путем использования online средств. Он также включает в себя инициативы типа использования Eastman сайта paintandcoatings.com для более глубокого проникновения на существующие рынки. «Eastman обслуживал лишь малую часть рынка покрытий, - сказал Motte. – С приобретением paintandcoatings.com стало проще доставлять продукты и услуги потребителям, чего мы не могли добиться в прошлом».

Существующие продукты на новых рынках. Второй из трех квадрантов «числителя» по Motte. Стратегия Eastman в этом квадранте сосредоточена на географической экспансии с использованием интернета. Традиционно химические компании осваивали новые территории, строя там свои заводы. Eastman проник на рынки Китая, Бразилии и России просто путем открытия веб-страниц и работы с местными агентами.

Новые продукты на новых рынках. Motte убежден, что это наиболее интересный и впечатляющий из трех квадрантов числителя, притом наименее освоенный. Eastman основал Eastman Ventures для открытия новых компаний, которые будут работать в этом квадранте. «Мы должны были преобразоваться из компании в химической индустрии P/E в инновационную компанию с историей роста, показывающей, что мы продаем то, что мы знаем, а не то, что мы производим, – сказал Motte. - Вот основная задача Eastman Ventures». Среди ее инициатив к сегодняшнему дню – газификация угля, продающая знания Eastman по интеграции комплексных процессов производства и оптимизации активов другим компаниям; Cendian (в прошлом ShipChem), химическая компания управления логистикой, имеющая приблизительно 20 клиентов; Ariel Research Corporation, создающая программное обеспечение для управления данными по здоровью, безопасности и окружающей среде.

«Мы находимся лишь в самом начале преобразования Eastman, – сказал Motte. – И хотя пока я не могу представить вам результаты в долларах, могу вас заверить, что внутри фирмы мы измеряем эти показатели и что каждый из этих проектов должен успешно конкурировать со всеми другими потенциальными проектами, которые мы могли бы инвестировать. Но важно то, что решения по инвестированию производства более не принимаются руководством завода. Теперь все проекты должны конкурировать между собой на уровне корпоративного финансирования».

«Eastman верит, что у традиционных химических компаний, требовательных к капиталу, ориентированных на продукт, при условии циклических спадов в промышленности нет будущего, – сказал Motte. – Когда мы закончим начатое нами преобразование, мы станем инновационной компанией, известной не как химическая компания, а как технологическая компания».