«Главные менеджеры проявляют довольно сдержанный энтузиазм по поводу роли электронного бизнеса в фармацевтической промышленности, говорит Lerer. За последние насколько месяцев электронная коммерция в области фармацевтики стала делом вполне обычным. Сейчас картина намного яснее, чем год назад наконец-то решился вопрос с доменами .com, пионеры фармацевтики в интернете развивают свою деятельность, а компании анализируют первые успехи и неудачи в электронном бизнесе».
«Я не думаю, что стоит намеренно выделять фармацевтику среди других областей промышленности», заявляет Lerer. «Просто для фармацевтики характерен особый, часто замедленный путь принятия новшеств, будь то разработка новых лекарств или электронная коммерция.»
Несмотря на то, что процесс адаптации фармацевтической промышленности к мировой сети длится уже год, Lerer считает, что до сих пор компании не уделяли этому вопросу должного внимания, но пришло время для экспериментов в рамках целых концернов.
Lerer утверждает, что если производственной целью являются результативные онлайновые продажи и электронный маркетинг, то необходимо сосредоточить усилия именно на этом.
«Поменьше планирования, побольше дела, говорит он. Я устал от бесконечного анализа, который ни к чему не приводит. Сложно представить себе исследовательскую работу в фармацевтике без эксперимента. А фармацевтическим компаниям сейчас потребуются десятки «экспериментов» с интернет-продажами и в электронной коммерции, чтобы научиться наилучшим образом использовать отличный ресурс торговых агентов для увеличения объема продаж и снижения затрат.»
Lerer одобряет действия компаний, которые во что бы то ни стало хотят охватить интернет-ресурсы для улучшения электронного маркетинга и увеличения объема продаж, однако напоминает, что это вовсе не забег на короткую дистанцию. «Несколько месяцев назад все считали, что современный подход к работе в интернете и сложный расчет единственный способ добиться успеха в электронном маркетинге и продажах. В то время как фармацевтические компании быстро осваивали интернет, применяя достаточно сложные технологии, они оставили без внимания многие другие каналы передачи информации о продукте целевой аудитории врачам. Я считаю, что фармацевтическим компаниям еще предстоит много работы по улучшению электронного маркетинга и интернет-продаж как неотъемлемого и очень важного компонента продаж и стратегии маркетинга,» развивает он свою мысль.
Lerer также назвал неоценимым достижением для фармацевтики беспроводную технологию. По его словам, достоинства ее очевидны, как и перспективы широкого применения в будущем, однако есть место и сомнениям: «Это великолепно, стоит лишь раз увидеть испытательные беспроводные клинические установки в действии, чтобы понять, насколько полезна эта технология. Скоро она станет важнейшим условием автоматизации работы с торговыми агентами. Однако я скептически отношусь к обещаниям наладить торговлю фармацевтическими продуктами с врачами с помощью специальных устройств, использующих эту технологию, или систем выписки рецептов. Если каждый будет использовать беспроводную технологию, ее возможности как уникального канала передачи информации намного снизятся».
Если верить словам Lerer’a , фармацевтическая индустрия взяла хороший старт, однако до финишной черты еще очень далеко. Чтобы обеспечить объединение электронного бизнеса во всеобщую структуру, фармацевтическим компаниям следует налаживать контакты и учитывать чужие успехи и неудачи.
«Конференции по электронной коммерции в области фармацевтики становятся все более интересными, заключает Lerer. Никто не может сказать, что уже все об этом знает, потому что у всех нас есть реальный опыт, которым мы готовы обмениваться, основанный на нескольких годах ведения интернет-продаж и осуществления маркетинга в интернете».