Инженер  технологического отдела ПАО «ОМСКНЕФТЕХИМПРОЕКТ» Елена  Шеина разъясняет обозревателю RCC особенности западносибирских ресурсов газового конденсата  и  основные звенья процесса глубокой переработки этого сырья, с ориентацией на больший выход моторных топлив. 

- Что Вы могли бы сказать об особенностях переработки ГК?

- Добыча и переработка газового конденсата, по сравнению с нефтью или природным газом, является относительно новой отраслью нефтегазового комплекса страны. Переработку ГК ведут по двум основным направлениям: химическому - получение мономеров для промышленности органического синтеза (этилен, пропилен, ацетилен, дивинил, бензол и т.п.) и топливному -  получение автобензинов, керосинов, дизельных топлив и мазута.

   Схема переработки ГК с высоким содержанием ароматических углеводородов включает экстракцию природных ароматических углеводородов и последующую переработку узких фракций для получения дополнительных количеств ароматических углеводородов или высокооктановых компонентов бензинов.

  Уренгойские конденсаты имеют высокое содержание нафтеновых углеводородов, поэтому этот ГК вполне  можно считать ценным нефтехимическим сырьём для производства ароматических углеводородов. Исследованиями было также установлено, что при переводе установок риформинга с нефтяного сырья на газоконденсатное значительно увеличивается выход ароматических углеводородов.

-  В чем состоит специфика западносибирских ресурсов ГК? 

- ГК месторождений Западной Сибири отличаются высоким содержанием широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), которые, повторюсь,  являются ценным нефтехимическим сырьём. По объёму потребления для нефтехимического синтеза  низкомолекулярные алканы находятся на первом месте среди всех классов углеводородов, а важнейшими направлениями их переработки является пиролиз. Для получения индивидуальных углеводородов, пригодных к химическому использованию, применяются различные газофракционирующие установки. Если точнее, установки, основанные на конденсационно-ректификационных методах разделения газовых смесей, в зависимости от состава оформляются как с нисходящим, так и с восходящим режимом давления.

- Каковы, на Ваш взгляд, основные преимущества глубокой  переработки этого сырья, получения и использования соответствующих продуктов?

 - Основное количество ГК в настоящее время перерабатывается совместно с нефтью на НПЗ. Рассмотрена возможность расширения сырьевой базы за счет вовлечения ГК в сырье первичной переработки ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» для получения моторных топлив необходимого качества: бензина н.к. - 180°С, керосина ТС-1, компонента дизельного топлива летнего.

  Достоинствами стабильного газового конденсата, как сырья первичной переработки,  являются высокое содержание фракций, выкипающих до 350°С, отсутствие воды и углеводородов С1-С3, а также содержание солей с долей менее 3 мг/л. Все эти факторы позволяют, во-первых,  перерабатывать СГК на НПЗ без предварительного обессоливания и обезвоживания;  во-вторых, обеспечивают повышение глубины первичной переработки и объема выхода моторных топливных фракций. 
  Поэтому представляется актуальным расширение сырьевой базы путем вовлечения в переработку стабильного газового конденсата для получения моторных топлив.

- Каковы основные характеристики технологических "цепочек" переработки ГК?

- Установка фракционирования стабильного газового конденсата состоит из блока теплообмена, отбензинивания и атмосферного блока. Схема переработки СГК включает предварительное отбензинивание углеводородного сырья в колонне (К-1). После чего отбензиненный газовый конденсат поступает на ректификацию в основную атмосферную колонну, где происходит отбор керосиновой и дизельной фракций.

   В ПАО "ОМСКНЕФТЕХИМПРОЕКТ" была выполнена компьютерная модель блока фракционирования стабильного газового конденсата. По этой модели поток нестабильного бензина объединяется с отбензинивающей и атмосферной колоннами. Причем, атмосферная колонна – основная колонна блока фракционирования, из нее выводится два боковых погона – керосиновая и дизельная фракция; "верхом" уходит нестабильный бензин.

  Отпарка легких компонентов в первом стриппинге осуществляется за счет испарения части керосиновой фракции в ребойлере; в качестве теплоносителя в него поступает второе циркуляционное орошение колоны. Отпарка легких компонентов во втором стриппинге осуществляется за счет подачи острого водяного пара.