Комиссия, исполнительный орган Евросоюза, заявила, что принимаемые меры слегка ослабят запреты на рекламу лекарств, отпускаемых по рецепту, что позволит фармацевтическим компаниям самим поставлять некоторые лекарства непосредственно больным, страдающим от диабета, СПИДа и астмы.
Это решение является молчаливым подтверждением того, что запреты можно в значительной степени обходить, пользуясь возможностями доступа к информации о лекарствах в интернете.
"Данное решение поможет пациентам во всей Европе получить новые и более совершенные, чем сейчас, лекарства ,- сказал Erkki Liikanen, член комиссии по предпринимательству. - Это также поможет им получать больше информации о доступных им лекарствах ". Господин Liikanen сказал, что новая " быстрая" процедура утверждения, разработанная на основе американской, поможет фармацевтическим компаниям сократить период получения разрешения о выпуске усовершенствованных лекарственных препаратов с 18 месяцев до 9-12 месяцев, в сравнении с 14 месяцами, как было в прошлом году в США.
Данное заявление было встречено настороженно фармацевтическими компаниями, в том числе и GlaxoSmithKline, крупнейшим в Европе производителем лекарств. Представитель компании Alan Chandler сказал: " Любые предложения, направленные на то, чтобы помочь пациенту быстрее получать новые и более усовершенствованные лекарственные препараты, должны приветствоваться". Он сказал, что Glaxo поддерживает предложения об ослаблении действия существующего в Евросоюзе запрета на непосредственное взаимодействие фармацевтических компаний, предоставляющих информацию о лекарствах, с пациентами.
Господин Chandler отказался, однако, останавливаться на специфических особенностях более обширных предложений, которые включают в себя предложение по изменению правил по охране патентов крупных производителей лекарств от изготовителей более дешевых родовых версий. Стоимость акций GlaxoSmithKline и AstraZeneca, второго крупнейшего европейского производителя лекарств, выросла, но аналитики говорят, что рост не обязательно был вызван данным заявлением.
Комиссия в Брюсселе выдвинула предложение, чтобы период охраны патентов на лекарства составлял десять лет на всей территории Евросоюза прежде, чем конкуренты могут обратиться за разрешением на производство родовой версии лекарства. Это приведет к увеличению срока охраны патентов в тех странах Евросоюза, где в настоящее время этот срок составляет шесть лет, что потенциально скажется на доходах фирм-производителей в сторону их сокращения на миллиарды долларов. Но комиссия в то же время предложила новые правила, разрешающие выпуск родовых версий лекарств до истечения этого срока. "Это то, что называется, одной рукой дает, а другой - забирает", - сказал Mark Booty, аналитик из Commerzbank Securities, Лондон.
Предложения комиссии направлены на создание, как утверждает господин Liikanen, "более современной и конкурентоспособной индустрии в Европе", где существующая схема правил и отсрочек сдерживает проведение научных исследований и разработок, а следствием является отставание от Соединенных Штатов. Согласно показателям развития индустрии Европы за прошедшее десятилетие фармацевтические компании удвоили инвестиции в европейские научные исследования и разработки, общий объем инвестиций достиг 14,6 миллиардов долларов в 2000 году, в то время как за этот же период США увеличили свои инвестиции в пять раз, до 20 миллиардов долларов.
Понадобится по крайней мере год, чтобы эти предложения были одобрены всеми 15 членами Евросоюза, но это не единственное возможное препятствие. "Процедура утверждения в Европе - только одно из препятствий , - сказал господин Booty. - В настоящее время фармацевтические компании обязаны вести переговоры о ценах на свою продукцию с каждой из 15 стран, входящих в Евросоюз, и цены зависят от уровня благосостояния в каждой отдельной стране. Эти процедуры могут занять до 18 месяцев. Кроме того, разная ценовая политика может привести к росту так называемой параллельной торговли. Лекарства, цены на которые в одной европейской стране ниже, могут быть проданы в другой по более высоким ценам, и все это по причине единого европейского рынка, который разрешает свободное движение товаров во всех 15 странах Евросоюза." Новые предложения, по мнению господина Booty, вряд ли будут способствовать уменьшению американского превосходства в фармацевтическом бизнесе. " Вы, возможно, получите лишь небольшое увеличение продаж в Европе ,- сказал он, добавив: Но не надейтесь на увеличение прибыли".