Фирма SRI Consulting (Menlo Park, Калифорния) утверждает, что Западная Европа является основным потребителем этого вещества, обеспечивая 63% мирового спроса. США являются потребителем номер два (15% спроса). Европа обеспечивает большую часть спроса на метилцеллюлозу потому, что в этой части света в строительстве чаще используют кирпичи и плитку.
Эксперты SRI полагают, что емкость мирового рынка метилцеллюлозы составляет около 149 000 метрических тонн, и, в соответствии с предсказаниями, будет увеличиваться на 3% в год вплоть до 2005 г. Крупнейшим производителем этого вещества является компания Dow Chemical, обеспечивающая 29 % мирового рынка. Отделение Aqualon компании Hercules, Wolff Walsrode, дочерняя компания Bayer и Clariant борются за второе место с 17%, 16%, и 15% соответственно. Shin-Etsu Chemical принадлежит доля в 10%. Компания Wolff Walsrode, производящая метилцеллюлозу в Bitterfeld, Германия, прибавит в 2003 г. 11 000 т в год и достигнет уровня в 36 000 т в год. В 2003 г. Dow Chemical добавит 5 000 т ежегодно в Stade, Германия, достигнув мощности в 49 000 метрических тонн в год. К тому времени, когда расширение рынка закончится, Dow Chemical сохранит лидирующие позиции, считает Ray Will, консультант SRI.
Shin-Etsu сообщает об открытии этой осенью в Naoetsu, Япония, линии, производящей 3 000 т. метилцеллюлозы в год, что увеличит ее суммарное производство до 18 000 т в год. Эта компания планирует увеличить свои поставки мировой фармацевтической индустрии, а также на американский рынок метилцеллюлозы. Shin-Etsu заявляет, что рассматривает возможность постройки либо приобретения завода по производству метилцеллюлозы за рубежом для замещения японского экспорта. Ряд проектов возник на волне расширения рынка, о котором было объявлено в 1998 году, и был завершен в течение последних 12 месяцев. Компания Hercules добавила 8 000 т в год в Doel, Бельгия, доведя объем своего производства до 25 000 т в год. В этом году Wolff Walsrode добавила 1 200 т в Bitterfeld. Shin-Etsu за последние два года увеличила свои производственные мощности в Naoetsu с 12 000 т в год до 15 000т в год. Will полагает, что все вновь созданные мощности будут использованы для насыщения строительного рынка: «В 2001 году производители смогли вздохнуть посвободнее». Will, однако, предупреждает, что рынок, возможно, не сможет переварить прибавку в 11 000 тонн к 2003 году, запланированную Wolff Walsrode.
«Заявления об увеличении мощностей, сделанные нами и нашими конкурентами, вызваны необходимостью отвечать нуждам растущего рынка», говорит Jerry Doyle, вице- президент по водорастворимым полимерам и международному бизнесу Dow Chemical. По словам Doyle, производители, объявившие о наращивании мощностей, начавшемся в 1998г., планируют, что расширение рынка будет продолжаться и по истечении трехлетнего периода.
«Мы объявили о расширении мощностей для того, чтобы поддержать развитие бизнеса в конце 2002 или начале 2003 года, сказал он. Если не наступит серьезного спада, нормальный рыночный рост поглотит эти мощности».
Крупнейшим рынком метилцеллюлозы, используемой в пищевой и фармацевтической промышленности, является США, где его производные используются в виде эмульгаторов, стабилизаторов, таблеточных облаток и загустителей. По данным SRI, этот рынок растет на 3-3,5% в год. В 2000 году мировой рынок пищевой метилцеллюлозы составил 9 100 метрических тонн, из них 6 100 тонн пришлось на США. Оставшиеся 3 000 тонн потребила Западная Европа. «Американский рынок намного больше, поскольку европейцы негативно относятся к добавлению в пищу любых химикатов, сказал Will. Европейцы чаще, чем американцы, читают этикетки, поэтому производители, поставляющие продукцию на европейские рынки, стараются изменять этикетки так, чтобы их читали, как в Америке».
Компания Unilever недавно заявила, что постарается исключить производные целлюлозы, в том числе и метилцеллюлозу, из своих пищевых продуктов, продаваемых в Европе. Однако вполне возможно, полагает Will, что компания не сможет полностью заменить метилцеллюлозу, обладающую уникальными химическими свойствами. «Натуральный продукт не сможет выполнять удовлетворять тем же требованиям», говорит он. Unilever предлагает использовать вместо целлюлозы желатин.