Несколько поставщиков метилцеллюлозы объявили об увеличении в течение следующих двух лет емкости рынка их продукции в Европе. Ранее наблюдатели прогнозировали перепроизводство на этом рынке. Однако европейский строительный рынок, а также пищевая и фармацевтическая промышленность США растут быстрее, чем ожидалось, и полностью поглощают существующий объем продукции. Строительный рынок является основным конечным потребителем метилцеллюлозы, обеспечивающим 75% спроса, ежегодно возрастающего на 3% . При отделке каменной кладки метилцеллюлоза добавляется в штукатурку, что придает ей влагоотталкивающие свойства.

Фирма SRI Consulting (Menlo Park, Калифорния) утверждает, что Западная Европа является основным потребителем этого вещества, обеспечивая 63% мирового спроса. США являются потребителем номер два (15% спроса). Европа обеспечивает большую часть спроса на метилцеллюлозу потому, что в этой части света в строительстве чаще используют кирпичи и плитку.

Эксперты SRI полагают, что емкость мирового рынка метилцеллюлозы составляет около 149 000 метрических тонн, и, в соответствии с предсказаниями, будет увеличиваться на 3% в год вплоть до 2005 г. Крупнейшим производителем этого вещества является компания Dow Chemical, обеспечивающая 29 % мирового рынка. Отделение Aqualon компании Hercules, Wolff Walsrode, дочерняя компания Bayer и Clariant борются за второе место с 17%, 16%, и 15% соответственно. Shin-Etsu Chemical принадлежит доля в 10%. Компания Wolff Walsrode, производящая метилцеллюлозу в Bitterfeld, Германия, прибавит в 2003 г. 11 000 т в год и достигнет уровня в 36 000 т в год. В 2003 г. Dow Chemical добавит 5 000 т ежегодно в Stade, Германия, достигнув мощности в 49 000 метрических тонн в год. К тому времени, когда расширение рынка закончится, Dow Chemical сохранит лидирующие позиции, считает Ray Will, консультант SRI.

Shin-Etsu сообщает об открытии этой осенью в Naoetsu, Япония, линии, производящей 3 000 т. метилцеллюлозы в год, что увеличит ее суммарное производство до 18 000 т в год. Эта компания планирует увеличить свои поставки мировой фармацевтической индустрии, а также на американский рынок метилцеллюлозы. Shin-Etsu заявляет, что рассматривает возможность постройки либо приобретения завода по производству метилцеллюлозы за рубежом для замещения японского экспорта. Ряд проектов возник на волне расширения рынка, о котором было объявлено в 1998 году, и был завершен в течение последних 12 месяцев. Компания Hercules добавила 8 000 т в год в Doel, Бельгия, доведя объем своего производства до 25 000 т в год. В этом году Wolff Walsrode добавила 1 200 т в Bitterfeld. Shin-Etsu за последние два года увеличила свои производственные мощности в Naoetsu с 12 000 т в год до 15 000т в год. Will полагает, что все вновь созданные мощности будут использованы для насыщения строительного рынка: «В 2001 году производители смогли вздохнуть посвободнее». Will, однако, предупреждает, что рынок, возможно, не сможет переварить прибавку в 11 000 тонн к 2003 году, запланированную Wolff Walsrode.

«Заявления об увеличении мощностей, сделанные нами и нашими конкурентами, вызваны необходимостью отвечать нуждам растущего рынка», – говорит Jerry Doyle, вице- президент по водорастворимым полимерам и международному бизнесу Dow Chemical. По словам Doyle, производители, объявившие о наращивании мощностей, начавшемся в 1998г., планируют, что расширение рынка будет продолжаться и по истечении трехлетнего периода.

«Мы объявили о расширении мощностей для того, чтобы поддержать развитие бизнеса в конце 2002 или начале 2003 года, – сказал он. – Если не наступит серьезного спада, нормальный рыночный рост поглотит эти мощности».

Крупнейшим рынком метилцеллюлозы, используемой в пищевой и фармацевтической промышленности, является США, где его производные используются в виде эмульгаторов, стабилизаторов, таблеточных облаток и загустителей. По данным SRI, этот рынок растет на 3-3,5% в год. В 2000 году мировой рынок пищевой метилцеллюлозы составил 9 100 метрических тонн, из них 6 100 тонн пришлось на США. Оставшиеся 3 000 тонн потребила Западная Европа. «Американский рынок намного больше, поскольку европейцы негативно относятся к добавлению в пищу любых химикатов, – сказал Will. – Европейцы чаще, чем американцы, читают этикетки, поэтому производители, поставляющие продукцию на европейские рынки, стараются изменять этикетки так, чтобы их читали, как в Америке».

Компания Unilever недавно заявила, что постарается исключить производные целлюлозы, в том числе и метилцеллюлозу, из своих пищевых продуктов, продаваемых в Европе. Однако вполне возможно, полагает Will, что компания не сможет полностью заменить метилцеллюлозу, обладающую уникальными химическими свойствами. «Натуральный продукт не сможет выполнять удовлетворять тем же требованиям», – говорит он. Unilever предлагает использовать вместо целлюлозы желатин.