Когда составляются прогнозы относительно состояния дел среди мировых фармацевтических производителей, внимание прежде всего обращено на США. «В начале 90-х годов рынки в США и Европе были примерно одинаковы,- говорит Graham Lewis, вице-президент IMS Health по стратегическому консалтингу. - В настоящее время американский рынок вдвое больше европейского как в результате увеличившегося применения лекарств, так и вследствие разработки новых современных видов лечения». В сравнении с американским рынком, который лидирует в области биотехнологий и разработки лекарств, европейский и японский рынки являются более регулируемыми и фрагментированными.
В ближайшей перспективе трудно определить, каким образом скажутся террористические атаки на экономике США, на потребительских расходах, и, соответственно, на продажах и ценных бумагах фармацевтических компаний. Непосредственно после 11 сентября акции фармацевтических компаний не выставлялись на продажу. Это произошло потому, что ожидалось, что Конгресс, занятый рассмотрением проблем национальной обороны США, не станет решать вопросы реформирования здравоохранения.
До событий начала сентября IMS Health прогнозировала, что до конца 2005 года рост для десяти крупнейших фармацевтических рынков должен был составить 9% в год. Это означает, что продажи в Австралии, Бельгии, Канаде, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании, Великобритании и США должны были с 281 млрд долларов в 2000 году вырасти к 2005 году до 434 млрд долларов. В этой модели, которая прогнозирует некоторый спад в экономике США, доля рынка США должна была достичь 60%.
В 2000 году продажи десяти крупнейших фармацевтических компаний составили 145 млрд долларов – почти 16% мирового рынка. За прошедшие 12 месяцев, после приобретения Warner Lambert, компания Pfizer передвинулась на верхнюю позицию. Бывший лидер рынка, компания Merck & Co. опустилась на третье место , после того как в январе произошло давно ожидаемое объединение компаний SmithKline Beecham и Glaxo Welcome в компанию GlaxoSmithKline (GSK), которая сейчас является второй в мире фармацевтической компанией. Monsanto и Pharmacia & Upjohn также объединились, хотя Pharmacia затем достаточно быстро перераспределила акции агрохимического бизнеса Monsanto, оставив при этом подразделение по производству фармацевтических препаратов Searle.
Одной из причин, побудивших эти компании к объединению, является необходимость в финансировании достижений в области генетики для разработки будущих лекарств. В число остальных объединенных компаний входит Elan из Ирландии, которая приобрела две компании из США: The Liposome Company и Dura Pharmaceuticals.
Elan может стать целью для установления партнерских отношений благодаря своей технологии выпуска лекарств, которая пользуется все большим спросом у крупных фармацевтических участников рынка, стремящихся к дальнейшей дифференциации выпускаемой ими продукции. В сентябре прошлого года компания Galen из Северной Ирландии приобрела американскую компанию Warner Chilcott, кроме того в июле текущего года она приобрела у Bristol-Myers Squibb (BMS) подразделение Estrace по гормонозамещающей терапии за 94,5 млн долларов. Немецкая компания Evotec Biosystems заявила о своем намерении приобрести компанию из Великобритании Oxford Asymmetry. Между тем, британская компания Shire планирует купить BioChem Pharma. В Японии компания Boehringer Ingelheim приобрела контроль над SS Pharmaceutical, а Schering AG купила компанию Mitsui Pharmaceutical. На 1 октября намечено объединение Mitsubishi-Tokyo Pharmaceuticals с Welfide (бывшей Yoshitomi).
Становится очевидным, что большие деньги возвращаются в производство чистой фармацевтической продукции. AstraZeneca и Novartis, которые ранее являлись приверженцами философии генной инженерии, дистанцировались от агрохимии, объединив и затем перераспределив акции своего агрохимического направления - Syngenta. AstraZeneca и Novartis сохраняют соответственно третье и четвертое места среди ведущих фармацевтических компаний. BASF продала свой фармацевтический бизнес Knoll компании Abbott. Aventis и Schering начинают процесс продажи Aventis CropScience компании Bayer, в то время как Pharmacia очень быстро прекратила выпуск генетической продукции Monsanto, после того как в октябре прошлого года она избавилась от агрохимического бизнеса.
На рынке родовых лекарств также отмечается продолжение консолидации. В США, Watson приобрела Schien, а Geneva купила Invamed. Канадская Teva приобрела Novopharm, а немецкая компания Merckle купила Technilab; подразделение Bayer по производству родовых лекарств было куплено индийской фирмой Ranbaxy.
Лекарство | Компания | Продажи в 2000 г./млрд $ |
Losec/Prilosec | AstraZeneca | 6,1 |
Lipitor | Pfizer | 5,4 |
Zocaf | Merck | 4,4 |
Norvasc | Pfizer | 3,3 |
Ogastro/Pravaoki | TAP | 3,1 |
Prozac | Lilly | 2,9 |
Sarpxal/Paxil | GSK | 2,4 |
Zyprexa | Lilly | 2,4 |
Celebrex | Pharmacia | 2,4 |
Zoloft | Pfizer | 2,2 |
По всей вероятности, к 2002 году на конвейере AstraZeneca начнется выпуск новых продуктов - потенциальных лидеров продаж. Первым в списке стоит Exanta (ximelagatran), новый оральный антикоагулянт, имеющий преимущества по сравнению с выпускаемыми лекарствами, такими как warfarin, родовой версией Coumadin. В настоящее время Coumadin лидирует на рынке оральных антикоагулянтов, его продажи за 12 месяцев составили 530 млн долларов, а его доля на рынке составляет 80%. Предполагается, что к 2005 году продажи лекарства могут достичь 990 млн долларов.
Лекарство «Crestor» компании AstraZeneca запланировано для выпуска на рынок лекарств по снижению холестерина, который оценивается в 9 млрд долларов. В конце июня AstraZeneca подала заявку на производство нового лекарства (NDA). По прогнозам Merrill Lynch, продажи «Crestor», в случае начала его производства во второй половине 2002 года, составят в 2005 году 2,3 млрд долларов. Этот продукт будет одинаково популярен с выпускаемым в настоящее время лекарством по снижению холестерина компании Pfizer, занимавшим в 2000 году второе место по продажам в мире.
С этими новыми продуктами AstraZeneca надеется заполнить брешь, образованную после своего лидера продаж - препарата для лечения язвы «Prilosec», родовые версии которого могут поступить в продажу уже в начале этого месяца. В начале 2001 года AstraZeneca выпустила на рынок «Nexium» (esomeprazole), усовершенствованный вариант «Prilosec», в надежде удержать свою долю на рынке противоязвенных препаратов. Но большинство аналитиков единодушны во мнении, что родовые версии «Prilosec» серьезным образом ударят по продажам торговых марок.
В последние месяцы некоторые из крупнейших фармацевтических компаний испытали спад. В настоящее время Merck находится в затруднительном положении из-за неудачных продаж своего лидера - препарата для лечения артрита «Vioxx». Компания Schering-Plough заявила, что получение разрешения на производство «Clarinex» - усовершенствованной версии популярного препарата против аллергии «Claritin» - может быть отложено из-за производственных проблем. В декабре 2002 года истекает срок действия патента на «Claritin».
В то же время, Schering-Plough применяет одну из новых тактик фармацевтической промышленности под названием "защита metabolite" для отражения конкуренции со стороны производителей родовых лекарств. Компания возбудила дела против 10 производителей родовых версий препарата с тем, чтобы не позволить им продавать родовые версии после того, как истечет срок действия патента на «Claritin». Schering-Plough утверждает, что родовые версии «Claritin» приводят к производству metabolite, на который Schering-Plough обладает отдельным патентом, срок действия которого истекает не ранее апреля 2004 года.
Отмечается спад продаж трех основных видов продукции компании Pfizer - препарата, снижающего уровень холестерина «Lipitor», лекарства для лечения гипертонии «Norvasc», и антидепрессанта «Zoloft». Эти препараты составляют 38% продаж Pfizer.
В США по-прежнему, в течение семи месяцев, нет специального представителя Управления по контролю за продуктами и лекарствами в новой администрации Белого дома. Это замедляет процесс рассмотрения лекарств и приводит к задержке получения разрешения на выпуск потенциальных лидеров продаж, включая препарат Eli Lilly для лечения сепсиса «Xigris» и лекарство Genentech для лечения астмы «Xolair». Компании Novartis и Pharmacia также сталкиваются с задержкой в получении разрешения на выпуск своей продукции.
Компания GSK подверглась ряду судебных процессов со стороны пациентов относительно своего препарата «Paxil», лидера продаж компании. Пациенты, применявшие этот препарат, утверждают, что он вызывает привыкание. Многие пациенты, подавшие иски, перешли на более дешевые родовые версии препарата «Prozac» компании Eli Lilly, срок действия патента на который истек в прошлом месяце.
Фармацевтические компании также отмечают, что в глобальной борьбе со СПИДом происходит переориентация пациентов на другие лекарства. Бразильское правительство намерено объявить СПИД национальной проблемой и выпустить закон, разрешающий местным производителям выпускать дешевую родовую версию запатентованного и дорогостоящего лекарства против СПИДа. Правительство пришло к такому решению после того, как переговоры о снижении цен на «Nelfinavir», лекарство против СПИДа, выпускаемое компанией Hoffman-La Roche и продаваемое совместно с американским подразделением Pfizer, потерпели неудачу.
В настоящее время Бразилия производит родовые версии шести из 12 препаратов, входящих в так называемый «коктейль» против СПИДа, применяемый при некоторых видах лечения. Производя родовую версию «Nelfinavir», основного ингредиента, правительство оценивает, что оно сможет вдвое сократить сумму в 88 млн $, которая тратится на импорт лекарства.
За две недели акции Bayer снизились на 23% после того, как наиболее многообещающий продукт компании, лекарство для снижения холестерина «Lipobay»/ «Baycol» (cerivastatin), был изъят из продажи. Bayer сняла с продажи это лекарство после того, как пациенты стали жаловаться на рабдомиолиз, неблагоприятную мышечную реакцию, обычно связанную с болями в икрах и в нижней части спины, которая иногда приводит к летальному исходу.
Эти трудности на последних стадиях разработки лекарства и начала его производства чрезвычайно дорого обходятся фармацевтическим компаниям, возникают сомнения в правильности возложения больших надежд на единственного лидера продаж. Кроме того, с подобными проблемами легче справиться очень крупным компаниям, в то время как средние компании рискуют быть парализованными при первом же ударе. Крупные объединения позволяют экономить средств, что, в свою очередь, дает возможность компаниям справиться с непредвиденными снижениями продаж.
В соответствии с данными Lehrman Brothers, в первой половине текущего года было зарегистрировано только девять новых компаний, занимающихся молекулярными исследованиями, по сравнению с 53 в 1996 году. Когда линия по выпуску лекарств близка к истощению, более приемлемой альтернативой является покупка небольшой компании, которая обладает многообещающим продуктом, или приобретение лицензии на ее открытия. Биотехнологические компании, такие как Celltech, в состоянии сейчас довести до конца невыгодную сделку: в марте Pharmacia заплатила 50 млн долларов плюс дополнительно 230 млн долларов поэтапной оплаты за перспективное лекарство «Celltech» для лечения артрита.
Эти цифры являются беспрецедентными для второй фазы разработки биотехнологического продукта. Когда лекарство поступит на рынок, «Celltech» будет также получать значительную долю от продаж.
Вполне очевидно, что это рынок для продавцов, поэтому настает время для продажи того фармацевтического бизнеса, который отягощает ваш портфель. По крайней мере десять компаний конкурировали в борьбе за приобретение фармацевтического подразделения Du Pont, которое было продано в июне компании BMS за 7,8 млрд долларов, гораздо большую, чем прогнозировали аналитики, цену.
По словам председателя и главного исполнительного директора Richard De Schutter, перед продажей Du Pont Pharmaceuticals заявляла, что обладает большим портфелем новых разрабатываемых лекарств, и планировала осуществлять запуск новых лекарств в производство каждые 12-18 месяцев, начиная с 2004 года. Du Pont Pharmaceuticals сообщала, что находившаяся в середине пути линия по исследованию и разработке лекарств включает в себя 21 компонент для проведения разработок в пяти терапевтических областях - противовирусные препараты, препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, воспалительных заболеваний, рака и болезней центральной нервной системы.
В планах BMS стоит приобретение 20% акций в InnClone Systems за 1 млрд долларов для совместной разработки и продажи экспериментального лекарства для лечения рака IMC-C225. BMS надеется, что лекарство InnClone поможет компании сохранить лидерство на всемирном рынке противораковых препаратов.
Недавно два важнейших для BMS препарата - лекарство для лечения рака «Taxol» (paclitaxel) и препарат для снятия тревоги «BuSpar» (buspirone HCl) - стали уязвимы при появлении на рынке родовых версий, и чуть позже в этом году лишится патентной защиты препарат компании для лечения диабета «Glucophage» (metformin HCl). В 2000 году препарат BMS для лечения рака «Orzel» (UFT и лейковорин кальция) был отклонен Управлением по контролю за продуктами и медикаментами, а принятие решения по лекарству для лечения гипертонии «Vantev» (omapatrilat) было отложено.
«Очень важно, с нашей точки зрения, чтобы инвесторы не рассматривали это приобретение как торжественное завершение проведения перемен в BMS. Мы считаем, что это лишь один из шагов, предпринимаемых компанией, и следующие будут похожими», - сказал Carl Seiden, аналитик из JP Morgan.
При существовании фармацевтических предприятий, получающих такую высокую цену, конкуренты должны, без сомнения, плакать по поводу Bayer на поминках «Lipobay»/ «Baycol». В прошлом месяце компания сообщила, что с целью ускорения стратегии экономии средств намерена перевести свои направления в области здравоохранения и защиты урожайности растений в отдельные подразделения бизнеса. Компания Bayer подчеркнула, что ее фармацевтическая деятельность будет сохранена, но исполнительный директор Manfred Schneider заявил: "Отдельное корпоративное подразделение в пределах группы позволит нам быть более гибкими для создания стратегических партнерских отношений. Несмотря на серьезное поражение ( изъятие из продажи «Lipobay»/ «Baycol»), выпуск фармацевтической продукции остается основным видом деятельности группы Bayer".
Bayer находится в начале процесса приобретения Aventis CropScience у Aventis и Schering с целью объединения с собственным бизнесом по защите урожайности растений.
Давление цен
Общественности постоянно напоминают о “высоких ценах” на фармацевтическую продукцию, и если спада не произойдет, то для политиков это станет очень серьезной проблемой. В США предоставление пособия на лекарства в рамках медицинского страхования влечет за собой вопрос о ценовой политике, хотя кажется вполне очевидным, что Конгресс вряд ли вернется к этой проблеме до следующего года. В Канаде цены на лекарства гораздо ниже, и поэтому звучали призывы к параллельному импорту, что привело к решению со стороны американских законодателей разрешить его, однако позже от этого отказались вследствие его несостоятельности. В Евросоюзе, Европейский суд принял решение, что параллельный импорт разрешается, даже в случае, если исследовательская компания заменяет оригинальную формулу на усовершенствованную версию. Согласно беспрецедентному решению Великобритании, вследствие возрастания цен, цены на родовые версии лекарств были сначала снижены, а затем заморожены. Может случиться так, что из-за давления, которое вынуждает фармацевтические компании выпускать на рынок все новые популярные лекарства, вследствие конкуренции со стороны производителей родовых версий и небывало высоких цен, крупнейшим фармацевтическим компаниям придется многое доказывать.
Компания | Продажи, млн $ | Рост, % | Доля на рынке |
Pfizer (США) | |||
GlaxoSmithKline (Великобритания) | |||
Merck & Co. (США) | |||
AstraZeneca (Великобритания) | |||
Bristol-Myers Squibb (США) | |||
Novartis (Швейцария) | |||
Johnson & Johnson (США) | |||
Aventis (Франция) | |||
Pharmacia (США) | |||
American Home Products (США) | |||
Eli Lilly (США) | |||
Roche (Швейцария) | |||
Abbott (США) | |||
Schering-Plough (США) | |||
Bayer (Германия) | |||
Takada (Япония) | |||
Boehringer Ingelheim (Германия) | |||
Sanofi-Synthelabb (Франция) | |||
Amgen (США) | |||
Schering AG (Германия) |