Вынужденные закупки: насколько серьезна проблема?
Как говорит руководитель группы по борьбе с биологическим терроризмом при министерстве обороны США George Poste, реакция правительства Канады на биотерроризм в США является первым признаком того, что фармацевтическую отрасль ждут непростые времена. Канадское правительство даже приняло было решение нарушить патент Bayer на препарат Cipro® (ципрофлоксацин) и заказать один миллион таблеток данного антибиотика канадской фирме Apotex,
Затем министерство здравоохранения Канады все же согласилось приобрести миллион таблеток Cipro у Bayer, если лекарства понадобятся в течение срока действия патентной защиты. Данное решение было связано с появлением сообщения о том, что компания Apotex пожертвовала 50 000 канадских долларов в пользу Либеральной партии Канады, к руководству которой стремится министр здравоохранения Alan Rock.
Господин Poste, бывший на конференции FT председателем, выразил озабоченность по поводу значительной скидки, которую получило американское правительство при закупке у Bayer 100 миллионов таблеток Cipro. Его беспокоит то обстоятельство, что, если американскому правительству подобные действия сойдут с рук – ведь жертв сибирской язвы было немного, – оно продолжит использовать давление и в случае с другими лекарствам, например, в случае с препаратами, необходимыми для лечения 800 000 американских онкологических пациентов.
Alan Dunton, вице-президент группы Johnson & Johnson, сообщил, что министерство здравоохранения и социального обеспечения США заплатит за первые 100 миллионов таблеток 95 миллионов долларов (0,95 долларов за таблетку). Это меньше льготной цены, установленной до 11 сентября (1,77 доллара за таблетку), а также значительно ниже обычной оптовой цены (4,67 доллара за таблетку). Как говорит Alan Dunton, даже цена 0,95 долларов за таблетку вызывает недовольство у поставщиков непатентованных средств, ведь себестоимость препарата – 0,20 доллара за таблетку.
«Будем надеяться, что давление, оказанное правительством США в связи с Cipro, останется единичным случаем», – говорит Daniel Welch, президент компании Elan Pharmaceuticals, являющийся также одним из членов группы экспертов, представляющих интересы фармацевтической промышленности.
Тем не менее, Jim Attridge, действительный член научно-исследовательского общества Imperial College Management School, до этого занимавший пост директора AstraZeneca по экономике и связям с правительством, предполагает, что при таком большом объеме заказа сделка с американским правительством была бы выгодна Bayer даже при цене 0,95 долларов за таблетку.
Однако Poste, Dunton и Welch обеспокоены не столько сделками, которые в итоге фирма Bayer заключила с правительствами США и Канады. Их тревожат попытки этих стран ввести обязательное лицензирование, при котором правительство разрешает тем или иным компаниям производить патентованные средства, такие как Cipro, не спрашивая согласия у владельца патента. Это выглядит странно, особенно после совещания ВТО, проходившего 9-13 ноября в Дохе (Катар). Тогда развивающиеся страны добивались (и в итоге добились), чтобы положение «патенты могут нарушаться, когда этого требуют интересы общественного здоровья» было внесено в соглашение ВТО об аспектах интеллектуального права, связанных с торговлей (TRIPS). Развивающиеся страны были возмущены тем, что США возразили против этого положения. В то же самое время появились сообщения о том, что представитель министерства здравоохранения и социальной защиты США Tommy Thompson пригрозил нарушить патент Bayer на препарат Cipro, чтобы вынудить компанию пойти на снижение цен.
Европейский рынок нуждается в усовершенствовании
Hank McKinnell, председатель правления компании Pfizer, крупнейшего в мире фармацевтического производителя, считает критику недостатков рынков Европы и Японии совершенно оправданной. Население этих стран получает доступ к новейшим лекарствам гораздо позже, чем жители США. В частности, утверждает McKinnell, борьба с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, которая обходится европейской экономике в миллионы долларов, потому связана с такими высокими затратами, что пациенты не могут приобрести новейших лекарств, доступных в США. Он призвал европейские правительства повысить эффективность рынка. Необходимо прекратить искусственно поддерживать собственную промышленность, нужно отменить параллельную торговлю, следует перестать составлять «бункерные» бюджеты. Пациенты должны получать необходимую информацию, а правительства – участвовать во взаимовыгодных партнерствах с фармацевтическими компаниями. «Улучшение системы здравоохранения является вопросом стратегического значения», – сказал McKinnell.
Словно в ответ на критические замечания, которые высказал McKinnell, руководитель медицинского департамента Pharmacia, господин Mike Tansey указал на пять важных инициатив. Эти инициативы впервые предложил Fred Hassan, председатель правления Pharmacia. Совместная с правительствами реализация этих инициатив должна привести к оживлению европейской фармацевтической промышленности. Среди предложенных мер – интеграция бюджетов здравоохранения, которая должна охватить все аспекты, связанные с принятием решений в области финансирования медицинского обслуживания. «Помимо прочего, проведение такой стратегии покажет, что расходовать средства на новые, более эффективные медикаменты, гораздо выгодней, чем тратить деньги на устаревшую, менее эффективную продукцию», – говорит Hassan. Кроме того, он указал на необходимость устранения «затратных бюрократических барьеров, которые существенно замедляют доступ к новым лекарствам». Hassan добавил: «Дайте людям возможность самим участвовать в собственном медицинском обслуживании, расширьте свободу выбора, поддерживайте свободное распространение информации о различных терапевтических средствах. Пусть граждане Европы – именно те, кто пользуется услугами здравоохранения, – сами определят задачи для научных исследований».
Помощь развивающимся странам необходима
Самая безрадостная, особенно в свете событий 11 сентября, часть речи, которую произнес McKinnell, была посвящена проблемам СПИДа в Африке. Эта болезнь может уничтожить экономически активное население африканских стран, оставив молодое поколение без надежды на будущее.
«В отчете ЦРУ утверждается, что молодые африканцы могут пополнить ряды террористов», – говорит McKinnell. Необходимо развивать медицинское образование и инфраструктуру здравоохранения, без которых пациенты не смогут воспользоваться даже теми медикаментами, которые предоставляются бесплатно. McKinnell выступил в пользу налаживания сотрудничества между правительствами, агентствами и фармацевтическими компаниями. Сотни подобных партнерств уже созданы, в то время как нужны тысячи. «Но первым делом необходимо справиться с распространенной в Африке политической коррупцией», – предупреждает McKinnell.
Ущерб престижу фармацевтической промышленности наносят и средства массовой информации, которые обвиняют отрасль в гибели от СПИДа миллионов африканцев: пациентам же в развитых странах доступно комбинированное лечение, позволяющее предупредить развитие ВИЧ-инфекции. Однако, как говорит David Heymann, исполнительный директор Всемирной организации здравоохранения по инфекционным болезням, ВОЗ всеми силами стремится к созданию партнерств.
Он отметил, что коалиция Stop TB Partnership («Партнерство против туберкулеза»), образованная ВОЗ и Всемирным Банком, уже приступила к реализации плана, конечная цель которого – остановить эпидемию, только в прошлом году унесшую жизни двух миллионов человек. По мнению Stop TB Partnership, сочетание туберкулеза с пандемией ВИЧ/СПИД, а также рост устойчивости штаммов туберкулеза к лекарствам означает, что туберкулез становится одной из самых страшных угроз общественному здоровью.
Международная программа борьбы с туберкулезом (Global Plan to Stop TB) предполагает расширение доступа различных стран к DOTS – признанной терапевтической стратегии, используемой медицинскими работниками и их добровольными помощниками для оказания медицинской помощи больным туберкулезом. Она основана на комбинированном применении сильнодействующих медикаментов. Стоимость медикаментов, необходимых для прохождения полного курса лечения, составляет всего 10 долларов. Международный план, поддержанный фармацевтической промышленностью, также предполагает проведение профилактических мероприятий против туберкулеза, обладающего устойчивостью к медикаментам, развитие научно-исследовательской деятельности в области создания новых противотуберкулезных средств с ускоренным терапевтическим эффектом, выработку стратегии лечения больных туберкулезом, страдающих ВИЧ.
Еще неизвестно, что выгоднее населению развивающихся стран – партнерства правительств с фармацевтическими компаниями, международными агентствами и странами-донорами или вынужденные закупки, совершая которые правительства, ссылаясь на интересы общественного здоровья, нарушают патенты.