Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала применять формулу цены нефтепродуктов для внутреннего рынка, не дожидаясь соответствующего решения правительства. Формула предназначена для выявления монопольно высоких и монопольно низких цен на нефтепродукты — их установление карается лишением свободы на срок до шести лет. В правительстве обсуждается шесть вариантов расчета конкурентной цены, пишет «Коммерсантъ». Какую из формул начала использовать ФАС, нефтяники не знают. В ФАС пояснили, что пока намерены использовать формулу только для мониторинга и анализа ситуации на рынке.

Федеральная антимонопольная служба начала применять согласованную с нефтяниками формулу цены нефтепродуктов для внутреннего рынка, не дожидаясь официального решения правительства. Об этом заявил вчера глава ФАС Игорь Артемьев, напомнив, что предложения ФАС по формуле цены направлены в правительство и в ближайшее время будут рассмотрены на совещании у вице-премьеров Игоря Шувалова и Игоря Сечина. "Но мы объявили, что в повседневной жизни мы уже пользуемся этой формулой", — заявил господин Артемьев, добавив, что "если правительство решит ее скорректировать, то ФАС будет пользоваться исправленным вариантом".

Среди участников рынка заявление главы ФАС вчера вызвало недоумение, так как на рассмотрении в правительстве находится как минимум шесть различных вариантов расчета внутренней конкурентной цены на нефтепродукты, из них три альтернативных варианта предложены ФАС. Какую именно формулу уже начали использовать в антимонопольной службе, господин Артемьев вчера не пояснил. При этом отклонение оптовых цен НПЗ от рассчитанной по формуле конкурентной цены должно квалифицироваться как установление монопольно высокой или монопольно низкой цены и караться лишением свободы на срок до шести лет.

Напомним, что в соответствии с законом "О защите конкуренции", "монопольно высокой" признается цена товара, если она превышает сумму прибыли и расходов, необходимых для производства и реализации товара, а также превышает цену на сопоставимом рынке. Аналогичным является и определение "монопольно низкой" цены. До сих пор, чтобы доказать установление монопольно высокой цены, представителям ФАС приходилось в суде доказывать превышение монополистом "цены сопоставимого рынка". До недавнего времени юристам нефтяных компаний удавалось доказывать в суде, что предлагаемые ФАС для сравнения рынки несопоставимы по тем или иным критериям. В июле 2009 года в составе "второго антимонопольного пакета" была принята поправка, разрешающая рассматривать в качестве "сопоставимых" зарубежные рынки, учитывая в качестве сопоставимой net back (мировую цену минус логистика и пошлины). Одновременно были внесены поправки в ст. 178 УК РФ, вводящие с октября 2009 года уголовную ответственность за ограничение конкуренции, в том числе установление монопольно высокой или монопольно низкой цены. Так как мировые цены колеблются, а внутренние следуют за ними с некоторым временным лагом, фактически это дало ФАС возможность в любой момент привлекать к уголовной ответственности топ-менеджеров крупных нефтяных компаний. Представители компаний обратились в правительство, заявив, что не готовы работать с такими рисками, и потребовали либо установить четкие критерии нарушения антимонопольных законов, либо ввести прямое госрегулирование цен на нефтепродукты.

Компромиссом в диалоге с нефтяниками стало принятое в конце прошлого года решение об утверждении правительством формулы конкурентной цены на нефтепродукты, привязанной к ценам на основных мировых торговых площадках. От лица нефтяных компаний в ноябре 2009 года свои предложения в правительство направил ЛУКОЙЛ. Проект предлагает считать конкурентными цены, лежащие в диапазоне плюс-минус 20% от приведенной мировой цены. Предложения компаний фактически предусматривают сохранение статус-кво — в 2009 году оптовые цены только один раз вышли за пределы 20% дифференциала.

В январе 2010 года свой вариант формулы опубликовало Минэнерго — ведомство также предлагает дифференциал в 20%, но усложняет расчет приведенной цены мирового рынка: net back рассчитывается по направлениям экспорта, кроме того, вводится понятие предельной индикативной цены, рассчитанной для Московского НПЗ, с поправкой на логистику. Представители ФАС выступили против обоих проектов, заявив, что отклонения от приведенной цены не должны превышать 2-3%. В феврале к дискуссии подключилось Минэкономики, предложив разрешить отклонения от net back в 5%. В конце февраля свои предложения в правительство направила ФАС, они включают три альтернативных варианта расчета приведенной цены: "чистый" net back для каждого НПЗ, "премиальный" net back (за основу берется наибольший net back ОАО "Киришинефтеоргсинтез") и "возможный" net back, предполагающий отклонение на некий дифференциал от "маркерного" net back равноудаленного от мировых рынков ОАО "Ново-Уфимский НПЗ". Вопрос о размерах дифференциала остается открытым, ранее представители ФАС заявляли, что конкурентная цена не должна превышать приведенную мировую цену больше чем на 1,5-2 тыс. руб.

Вчера в нефтяных компаниях "Ъ" заявили, что не получали никаких финальных предложений ФАС по формуле цены и не знают, какой формулой руководствуется ФАС "в повседневной жизни". В ФАС постарались смягчить заявление господина Артемьева. В ведомстве подтвердили, что используют формулу "премиального" и "возможного" net back, рассчитанного для Киришского и Уфимского НПЗ, но исключительно для внутреннего употребления — "для мониторинга и анализа ситуации на рынке". Уголовных дел по результатам этого мониторинга возбуждать пока не предполагается. Впрочем, отсутствие утвержденной правительством формулы цены не помешало ФАС в конце прошлого года оштрафовать крупные нефтяные компании в общей сложности на 25 млрд руб. — сейчас предписания службы оспариваются в судах.