Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России поддерживает идею дерегулирования тарифов на транспортировку нефтепродуктов по сети трубопроводов "Транснефти".

"Этот вопрос обсуждается с 2015 года, проводился анализ, велась тщательная подготовка... Учитывая, что происходят серьезные институциональные изменения на рынке нефтепродуктов, мы считаем это решение важным, оно осуществляется в общем пакете структурных реформ в этом секторе как одно из направлений дальнейшего развития конкуренции", - заявил на расширенном заседании ФАС по тарифному регулированию замглавы ведомства Анатолий Голомолзин

Сейчас конкуренцию трубопроводному транспорту для поставок нефтепродуктов составляет железнодорожный. По данным ФАС, доля ж/д транспорта превышает 70% на внутреннем рынке и 47% на внешнем рынке. Доля "Транснефти" составляет соответственно 17% на внутреннем рынке и 45% на внешнем рынке.

"Сеть ж/д значительно более разветвлена, чем система магистральных нефтепроводов, при этом тарифы "Транснефти" на перекачку уже сейчас привязаны к тарифам РЖД и не превышают 0,7 этого тарифа аналогичного маршрута. В составе конечной цены топлива расходы на транспортировку в оптовой цене находятся на уровне 2 (+/-) %, что в розничной цене эквивалентно 57-65 коп. в цене 1 литра", - отмечают представители ведомства, добавляя, что полученные при анализе данные дают основания "для отмены ценового регулирования в этой сфере".

Со своей стороны ФАС уже подготовила предложения о сохранении "Транснефти" в реестрe субъектов естественных монополий с изменением при этом процедуры регулирования перехода на мониторинг цен. Также предлагается осуществлять контроль за обоснованностью цен и тарифов, недискриминационным доступом к трубе.

Отмечается, что транспортная монополия получила статус оператора товарной поставки и участвует в биржевых торгах на рынке нефтепродуктов. "Если раньше Транснефть как структурная монополия транспортировала светлые нефтепродукты в течение 25-30 дней, то в качестве оператора товарной поставки она это делает на вторые сутки, а в планах осуществлять это непосредственно в дату проведения торгов", - рассказал А. Голомолзин. 

Вопрос о дерегулировании тарифов на транспортировку нефтепродуктов по сети "Транснефти" в скором времени предполагается рассмотреть на заседании правления ФАС, пишет Рупек.