Последствия изменения экспортных пошлин проанализированы в презентации замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолия Голомолзина, опубликованной на сайте ведомства. С 1 октября предельный коэффициент в формуле пошлины на экспорт нефти может быть снижен с 65 до 60%. Постановление об унификации ставки для темных и светлых нефтепродуктов на уровне 66% от нефтяной уже подписано (сейчас 46,7 и 67% соответственно). Пошлина для бензина по-прежнему будет заградительной — 90%.

Реформа приведет к повышению налоговой нагрузки на НПЗ, констатирует ФАС. Во-первых, из-за роста цены нефти для российских заводов (она вырастет вместе с доходность экспорта). По расчетам Дениса Борисова из Банка Москвы, при существующей цене барреля нефти марки Urals в $106 цена равнодоходности внутренних и экспортных поставок тонны сырья (цена за вычетом пошлины и транспортного плеча) в октябре увеличится на $30. Во-вторых, из-за ухудшения общей экономики НПЗ, которые в основном зарабатывали на экспорте темных нефтепродуктов (в корзине нефтепродуктов доля светлых лишь около 70%, по данным Росстата, в 2010 г. было вывезено 132,2 млн т нефтепродуктов, из них 72 млн — мазут).

Эксперты согласны с ФАС. Рост цен в оптовом сегменте сейчас опережает розницу, средняя маржа розничных продаж, например 92-го бензина, составляет 6,3% против нормальных 15%, говорит замдиректора «Кортеса» (консультирует ФАС) Павел Строков. Поэтому ухудшение положения НПЗ после введения системы «60-66» может привести к существенному росту цен, отмечает он. Сама по себе реформа может увеличить цены на нефтепродукты примерно на 5%, подсчитал Борисов, но так как бензин самый высокомаржинальный продукт в корзине, то он может подорожать еще больше — до 10%.

Теоретически из-за пересмотра ставок пошлин и изменения цены экспортного паритета литр бензина может подорожать на несколько десятков копеек, отмечает управляющий директор IHS CERA Сергей Вакуленко. Но сейчас бензин и так торгуется с премией к экспортным поставкам, объясняет он, поэтому на практике реформа может и не повлиять на розничные цены.

Чтобы предотвратить подорожание бензина, ФАС предлагает снижать акциз на бензин и дизтопливо, если Urals стоит более $90. Так, при цене нефти в $106 акциз с тонны бензина третьего класса снизится на 795 до 4868 руб., но тонна бензина подешевеет лишь примерно на 3%, подсчитали в ФАС. При цене в $120 эффект 1500 руб. и 6% соответственно. Еще одно предложение Голомолзина — отменить запланированное повышение акцизов в 2012 и 2013 гг. на 1 руб. в расчете на литр топлива (тогда сократятся поступления в дорожные фонды).

Для Минфина принципиальной разницы нет, применять такую формулу или нет, говорит его чиновник. Снижать акциз на топливо при высоких ценах на нефть в мае на совещаниях у первого вице-премьера Игоря Сечина предлагало Минэнерго, рассказывали «Ведомостям» участники совещания. Вчера вечером представитель Минэнерго не отвечал на звонки.

Представители «Роснефти» и «Газпром нефти» поддерживают введение плавающей ставки акциза, привязанной к цене нефти. Это может помочь сократить возможные колебания внутренних цен на нефтепродукты, говорит представитель «Газпром нефти». Мера позволит сглаживать влияние дорогой нефти на цену бензина за счет доходов государства, а не потребителей или самих компаний, согласен топ-менеджер нефтяной компании. Бензин подешевеет, но уменьшатся доходы регионов, которые получают большую часть акцизов, Минфину тогда придется увеличить бюджетные трансферты, замечает Вакуленко.

Компания «Креон» сообщает о проведении Kонференции АРОМАТИКА 2011, которая состоится 18 октября 2011 года в Москве, в отеле «Балчуг Кемпински». Партнер конференции – Quest International Trading. Мероприятие пройдет при поддержке информационного центра «Кортес». Дополнительную информацию о предстоящей конференции Вы можете получить по тел. + 7 (495) 797-49-07 или e-mail: org@creon-online.ru.