Уровень химизации экономики является общепризнанным критерием научно-технического прогресса. Для обеспечения поступательного развития экономики в целом необходимо, чтобы опережающими темпами развивалась именно химическая промышленность. Особая роль в этом процессе принадлежит нефтехимии. Она может и должна оказывать существенное влияние на формирование прогрессивной рыночной структуры производства и потребления.

В соответствии с прогнозом Минэкономики России в 2001 – 2005 гг. в нефтехимической отрасли будет наблюдаться рост объемов производства в полтора раза и рост продаж в среднем на 25-30%. Отрасль развивается, но развивается в условиях старения основных производственных фондов. Необходимы вложения в модернизацию и инновацию, источниками которых могут быть как бюджетные средства самого предприятия, так и привлеченные извне инвестиции.

В настоящее время улучшились финансовые возможности предприятий нефтехимической промышленности для самостоятельного финансирования своего технического развития. Объем инвестиций в основной капитал за счет головных предприятий увеличился в 2,2 раза, снизилась доля убыточных предприятий (с 48,5% в 1998 г. до 31,1% в 2000 г.), повысилась рентабельность производства (с 22 до 38%), наблюдается рост цен на продукцию нефтехимической промышленности. В ближайшем будущем ожидается приток иностранных инвестиций в обновление производственной базы отрасли. Этому в немалой степени способствует и относительно стабильная экономическая ситуация в стране, одна из составляющих которой – стабильность в отрасли, которая, особенно в долгосрочном плане, напрямую зависит от состояния основных фондов производства.

Оборудование стареет, нагрузки растут

Согласно оценке Госкомстата РФ, по степени износа машин и оборудования нефтехимическая отрасль занимает отнюдь не почетное первое место (см. диаграмму).

Если к 1999 году изношенность машин и оборудования отрасли была на уровне 62-63%, то к 2000 году она достигла 74%, а к 2001 году – 78%. В то же время нагрузка на производственные мощности растет пропорционально росту спроса на продукцию нефтехимии. В будущем году, вполне вероятно, загрузка мощностей повысится до 60% (против сегодняшних 53%).

Причем, состояние оборудования в нефтехимической отрасли – не только и не столько техническая проблема. Выход из строя основного оборудования в производстве с непрерывным технологическим циклом грозит вызвать цепь катастроф техногенного, ресурсного и социально-производственного характера.

По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству А.Аксакова, для обновления основных фондов российской индустрии необходимы ежегодные инвестиции в объеме 100 млрд долларов, из них 5 млрд составляют нужды нефтехимической отрасли.

Где же взять эти деньги? Обычный путь получения инвестиций – дополнительная эмиссия акций – для российских нефтехимиков заказан. Акции предприятий отрасли низколиквидны и не представляют сколь-нибудь значительного интереса для покупателей. В 2000 г. общий объем торгов акциями всех эмитентов, представляющих данную отрасль, по данным «Прайм-ТАСС», составил 0,13% от объема торгов в РТС.

О том, что подчинение ряда нефтехимических предприятий крупным нефтяным концернам существенно влияет на их развитие, в том числе – на объем инвестиций, rcc.ru уже отмечал в аналитическом материале «Химия и нефтехимия – целина для инвесторов».

Государство беспокоится. Но раскошеливаться не спешит…

В настоящее время возрастает интерес со стороны государственных структур к проблеме изношенности основных фондов всех отраслей промышленности. В частности, она обсуждалась на заседании Госдумы России 6 июня 2001 года. Особое место нефтехимии в этом вопросе подчеркнул Министр экономического развития и торговли РФ Г. Греф. В Самарской области, в республике Башкортостан проблема изношенности основных фондов нефтехимической отрасли также обсуждается на уровне законодательных собраний.

Общее мнение сформулировал на заседании Думы первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации Г.Свинаренко, сказав, что проблемы с изношенностью основных фондов должны решаться «с привлечением собственных средств предприятий-изготовителей, потребителей и регионов».

В словах министра – горькая правда: на бюджетное финансирование надежды мало. Так, еще три года назад в «Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2005 года» предусмотрено было бюджетное финансирование, составляющее примерно 1/20 от собственных и привлеченных средств: 183 млн рублей против 3 877 млн в 2000 г. и (в соответствии с разными планами) 370 или 255 млн против 6 330 или 6 062 млн – в 2005 г.

И это – тот редкий случай, когда следование намеченному плану не радует. По данным Центра исследований и статистики науки (ЦИСН), основным источником финансирования этой деятельности остаются собственные средства предприятий – 77%, в то время, как поддержка инноваций из бюджета не превышает 6% объема всех инновационных затрат промышленности (4% - федеральный бюджет, 2% - местные бюжеты).

Об общем состоянии российской индустрии говорит тот факт, что нефтехимическая отрасль занимает третье место (после машиностроения и пищевой промышленности) по внедрению инновационных технологий – 7,4%.

Бюджетные средства на модернизацию производства нефтехимических предприятий предоставляет ряд регионов: Башкортостан, Татарстан, Самарская, Пензенская, Нижегородская области и некоторые другие субъекты РФ. Но их немного.

Основная финансовая нагрузка по поддержанию оборудования в рабочем состоянии, как правило, ложится на плечи самих предприятий. Так, Томский нефтехимический завод потратил минувшим летом около 100 млн руб. на проведение крупномасштабного ремонта основного оборудования. Подобные работы были проведены на ОАО «Корунд» и ОАО «Сибволокно». Однако без значительных инвестиционных вливаний подобная реконструкция не способна изменить ситуацию коренным образом.

На бюджет надейся, а сам не плошай

Выход из создавшегося положения видится в сочетании продуманной государственной политики с инновационными мероприятиями предприятий. В конце концов, помимо прямых инвестиций у государства в резерве достаточно способов помочь предприятию в его финансово-экономической деятельности.

Итак, какие же меры представляются необходимыми в первую очередь?

Во-первых, нужно до 2003 года вывести из оборота 30% устаревшего оборудования, сохранившегося, в основном, на убыточных предприятиях, после чего провести проектную модернизацию производства на оставшихся мощностях и постепенно наращивать производственную базу за счет нового оборудования.

В противном случае, как было отмечено в докладе Минтопэнерго РФ на июньском нефтегазовом конгрессе в Москве, продолжение эксплуатации изношенного оборудования может привести к 2005 году к выходу из строя до 42% нефтеперерабатывающих предприятий России.

Во-вторых, надо увеличить производство экспортно-ориентированной продукции, в данном случае – довести глубину нефтепереработки до 60-65% и выше. Хотя здесь нельзя переусердствовать.

В-третьих, выделить из бюджета не менее 15 млн долларов на внедрение инновационных технологий. Эти вложения достаточно быстро окупятся, в том числе, за счет высокой конкурентоспособности российской нефтехимической продукции.

В-четвертых, решить вопрос с тарифами: они должны не только преследовать интересы монополистов, но и реально обеспечить конкурентоспособность предприятий.

Разумеется, в каждом случае вопрос должен решаться исходя из конкретной ситуации, но приоритет решений должен лежать в плоскости инновационных технологий и модернизации производства.