Новая стратегия «Фосагро», представленная инвесторам в конце марта, поможет российской компании потеснить с рынков Латинской Америки и Европы своего конкурента – норвежскую Yara. Об этом пишут по итогам встречи с компанией аналитики UBS. Стратегия «Фосагро» предполагает рост доли в продажах сложных удобрений в Латинской Америке с 10% в 2016 г. до 20% в 2020 г., в Европе – с 13% в 2016 г. до 17% в 2020 г. Таким образом, продажи в Латинской Америке должны достичь 2 млн т, в Европе – 2,4 млн т. Доли Yara на рынках Латинской Америки и Европы в 2016 г. составляли 37 и 35% соответственно.

Рассчитывая увеличить долю в продажах сложных удобрений, «Фосагро» стремится продавать продукцию в том числе за счет продаж непосредственно потребителям, а не через трейдеров, отмечают аналитики UBS. В 2011 г. «Фосагро» продавала через трейдеров 80% продукции, в 2016 г. – уже только 20%. Менеджмент «Фосагро» видит в этом возможность увеличить свою долю продаж на приоритетных рынках, например в Европе. Это также позволит компании получать больше информации о потребителях, лучше понимать их потребности, отмечают аналитики, компания сможет быстро реагировать на меняющиеся условия.

Всего экспортные поставки «Фосагро» должны увеличиться на 20% до 6,1 млн т. Также должны увеличиться поставки на внутренний рынок на 25% до 2,6 млн т.

Упрощение цепочки поставок повысит доходы «Фосагро», большие деньги сейчас зарабатываются именно на поставках, отмечают аналитики. Например, в Парагвае цена на диаммонийфосфаты, которую платят фермеры, может на $200 за тонну превышать спотовую цену. Подобная агрессивная стратегия продаж «Фосагро» может создать большие риски для Yara, заключают аналитики UBS. 

Новая стратегия «Фосагро» предусматривает рост производства удобрений на 20% к 2020 г. до 8,7 млн т, говорится в ее презентации. Ключевыми рынками для себя компания называет Россию, Европу и Латинскую Америку. В 2017–2020 гг. «Фосагро» планирует направить на капвложения 82,3 млрд руб., значительная часть средств пойдет на развитие перерабатывающих мощностей.

При этом в 2017 г. capex компании снизился на 30% по сравнению с прошлым годом до 29,5 млрд руб. Это связано с тем, что компания завершает масштабную инвестпрограмму запуском производств аммиака и карбамида в Череповце. В рамках стратегии «Фосагро» планирует поддерживать уровень капвложений не выше 0,5 EBITDA, говорил на встрече с инвесторами финансовый директор компании Александр Шарабайко (слова по «Интерфаксу»). Чистый долг «Фосагро» на конец 2016 г. составлял 112,3 млрд руб., отношение к EBITDA – 1,5.

На рынке калия давно идет война за контроль в основных регионах (Китай, Индия, Бразилия) – с момента выхода «Уралкалия» из картеля с «Беларуськалием» в 2013 г., говорит аналитик БКС Олег Петропавловский.

В день выхода «Уралкалия» из картеля ведущие мировые производители калия потеряли около 20% стоимости, упали цены на калий, а компании стали вести борьбу за контракты на поставку удобрений с крупнейшими потребителями – Бразилией, Индией, Китаем, пишут Ведомости.

Других подобных примеров распределения долей рынка среди российских производителей удобрений не было, отмечает Петропавловский, если это удастся «Фосагро», то это станет прецедентом.

Среди основных причин, которые могут помешать российским производителям удобрений увеличить долю на рынке, высокие транспортные расходы, меньшие объемы производства по сравнению с зарубежными компаниями, перечисляет аналитик. Для тех же «Фосагро» и норвежской Yara основные экспортные рынки – это Европа, Африка, Ближний Восток, в обеих Америках серьезно конкурировать с канадской Potash и американской Mosaic тяжело, считает Петропавловский.