Как ожидается, главный исполнительный директор компании GlaxoSmithKline господин Jean-Pierre Garnier откажется от требований серьезного повышения заработной платы после того, как эти требования встретили резкую критику со стороны акционеров.

Официальные инвесторы выступили против предложений г-на Garnier, который рассчитывал на оплату в размере 18 млн долларов (11 млн фунтов стерлингов). Подобную заработную плату инвесторы сочли чрезмерно большой для исполнительного директора компании, деятельность которой не приносит удовлетворительных результатов.

С тех пор как в апреле 2000 года француз Garnier принял руководство компанией, акции GlaxoSmithKline потеряли треть своей стоимости. И в этом году фирма демонстрирует результаты на 10% ниже остальных компаний из биржевого индекса FTSE 100.

После обсуждений, которые состоятся на этой неделе, правление GSK отзовет требование, связанное с заработной платой, но вполне вероятно, это требование вновь возникнет — скорее всего, тогда, когда появится перспектива улучшения положения компании.

Г-н Garnier настаивал на том, что повышение заработной платы, которое сделало бы его одним из самых высокооплачиваемых руководителей в США, необходимо ему для поддержания мотивации. В интервью воскресной газете он так защищал свои требования: «Я не могу судить о конкурентоспособности надбавки к заработной плате. Такие вопросы должно решать правление. Если они хотят, чтобы мы были конкурентоспособны, они должны предложить и конкурентоспособную оплату по сравнению с пятнадцатью другими крупными фармацевтическими компаниями».

Безусловно, примером, которому подражает Garnier, является г-н Hank McKinnell, руководитель ведущей фармацевтической фирмы Pfizer. Господин McKinnell зарабатывает уже более 20 млн долларов, однако американская компания проводит этот неспокойный год гораздо лучше, чем англо-американская GSK.

Допустимость повышения заработной платы, которого требует г-н Garnier, зависит от некоторых показателей эффективности. Однако его требование последовало за уходом ряда ключевых фигур из числа руководства отдела исследований и разработок и возмутило инвесторов.

«Увольнения свидетельствуют о том, что дела не столь уж хороши, — сказал в интервью «Guardian» один из ведущих акционеров. — С учетом того, сколько сотрудников оставило компанию, скорее, следует подумать о надбавках, которые стали бы стимулом для остальных».

Сопротивление инвесторов чрезмерному повышению оплаты усиливается — особенно после истории с компанией Enron. Все чаще призывают быть сдержанней, когда экономическое положение остается неопределенным. Многие исполнительные директора отзываются на эти призывы. В то же время, если в США будет принят ожидающий одобрения закон, в соответствии с которым компании обязаны обосновывать надбавки влиянием на баланс, станет еще труднее объяснять акционерам, чем мотивировано то или иное соглашение с руководителем об оплате его труда.