Мировая газомоторная отрасль в последнее десятилетие развивалась стремительными темпами. Однако российским автопроизводителям пока не хватает законодательной поддержки и отечественных комплектующих.

Как пишет корпоративный журнал "Газпром", мировой рынок газомоторного топлива ежегодно рос почти на 10%, невзирая на экономический кризис. Прежние лидеры направления – Италия, Россия и США – были потеснены Китаем, Индией и Бразилией. Но особенно стоит выделить Пакистан и Иран. Обладая в 1999 году весьма скромными парками ГБА (4 тыс. и 800 штук соответственно), к 2010-му эти страны заняли первые места в мире по количеству автомобилей, работающих на компримированном газе, – 2,5 млн и 2 млн газобаллонных машин соответственно. При этом за несколько лет в Пакистане был организован выпуск собственных метановых автомобилей. Сегодня там зарегистрировано более 3,3 тыс. АГНКС. В Италии, где газомоторное топливо внедряется с первой половины XX века, только с декабря 2009 по сентябрь 2010 года парк ГБА увеличился на 15,2%, до 677 тыс. По этому показателю Италия находится на первом месте в Европе и на шестом в мире.

По динамике развития газомоторной отрасли Россия существенно отстает от среднемирового показателя. Между тем общее количество АГНКС, по данным Национальной газомоторной ассоциации, достигло 249. Ранее предполагалось, что к 2015 году будет построено еще 200 заправок, но экономический кризис заставил пересмотреть планы. Количество ГБА на компримированном газе достигло 100 тыс. (на СУГ – более 1 млн).

Отечественная газомоторка по-прежнему испытывает дефицит законодательной поддержки. В частности, до сих пор не принят закон "Об альтернативных моторных топливах". Но тем не менее в последние годы все же вступил в силу ряд важных документов. В первую очередь стоит отметить ФЗ "Об энергосбережении" и поручение Владимира Путина органам исполнительной власти и организациям о подготовке и предоставлении комплексной программы стимулирования использования природного и сжиженного углеводородного газа в качестве моторного топлива. Кроме того, в июне прошлого года правительство Москвы приняло решение о переводе части муниципального транспорта на природный газ, а также о строительстве заправок. Это означает городской заказ на автобусы и грузовики. Также прорабатывается возможность использования биометана. А в конце 2010 года администрацией Ставропольского края было принято решение о переводе 6 тыс. муниципальных авто на газ в течение трех лет.

Количество газобаллонных автомобилей к концу 2010 года превысило 12 млн. Годовой оборот газа вырос до примерно 30 млрд кубометров в 2010 году, а суммарная установленная производительность АГНКС достигла 40 млрд кубометров. При этом число заправок увеличилось с 3,5 тыс. до 18,3 тыс. "Средний годовой объем потребления природного газа на один автомобиль с 2000 по 2010 год практически не изменился. Он остался на уровне 2,3 тыс. кубометров, – отмечает заместитель начальника Управления по газификации и использованию газа Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО "Газпром" Евгений Пронин. – Но удельный годовой рост реализации КПГ на одну АГНКС увеличился с 700 тыс. кубометров в 2000 году до 900 тыс. кубометров в 2010-м".

Сегодня именно газ является лидирующим альтернативным моторным топливом. И хотя КПГ пока уступает сжиженному углеводородному газу (СУГ) как по количеству работающих на нем автомобилей, так и по объемам реализуемого топлива, динамика роста количества метановых машин говорит о том, что в скором времени лидером газомоторной отрасли станет именно КПГ.

Всего в 2010 году Группа "Газпром" открыла четыре АГНКС в России, одну в Германии и одну в Чехии, а также комплекс по сжижению природного газа на ГРС-4 в Свердловской область. В том числе началась эксплуатация газовой заправки в Кузбассе, на которой используется метан угольных пластов. Кроме того, были открыты центры по переоборудованию автомобилей в Саратове и Краснотуринске. В планах на 2011 год – строительство еще 21 заправочной станции.

На сегодняшний день цена метанового газобаллонного оборудования составляет в среднем 40–60 тыс. рублей (стоимость импортного достигает 150 тыс.), а пропан-бутанового – колеблется в пределах 15–28 тыс. рублей. Сегодня в России КПГ выгодно использовать только при условии, что транспорт, работающий на этом топливе, активно эксплуатируется. Автобусы, маршрутные такси, грузовики – вот сфера его применения.

Всего два завода в России выпускают баллоны, притом в объеме нескольких десятков тысяч единиц. Для сравнения: аналогичные предприятия Аргентины и Италии производят их в количестве нескольких миллионов в год. Кроме того, на сегодняшний день не существует российского компрессора для АГНКС. Но из этих неутешительных фактов можно сделать один важный для отечественной экономики вывод: развитие газомоторной отрасли обеспечит заказы для массы сопутствующих областей, таких как металлургия, автомобилестроение и профильные НИИ. "Надо принять программу закупки отечественного газобаллонного оборудования. Она потянет за собой производство, учебу и т. д.", – замечает Е.Пронин. В противном случае оборудование придется покупать, вкладывая ресурсы в экономики других стран.

Группа ГАЗ сделала ставку на СУГ. С апреля 2010 года на главном конвейере Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде организовано производство газобаллонных автомобилей "ГАЗель". Заказ газелей в Москве в последнее время набирает популярность среди жителей столицы. В прошлом году было выпущено около 1,2 тыс. автомобилей. Также в течение 2011-го предполагается начать производство того, что давно ожидал российский рынок, – газобаллонных "ГАЗелей" в модификациях "Автобус" и "Цельнометаллический фургон", работающих на бензине и сжиженном газе. Предполагаемый объем производства ГБА в 2011 году – около 4 тыс. машин.