Европа заканчивает сезон отбора газа из подземных хранилищ и входит в весну с беспрецедентно высоким уровнем запасов. По состоянию на 24 марта хранилища заполнены на 55,5% – это самый высокий уровень за всю историю наблюдений. В иные годы столько было при начале зимнего сезона.

Избыток предложения, появившийся еще в прошлом году, и возможность снижения спроса в 2020 г. из-за коронавируса толкают спотовые котировки на газ к минимумам. Стоимость 1000 куб. м газа с поставкой на месяц вперед на нидерландском хабе Title Transfer Facility уже более недели держится в районе $90, а в среду, 25 марта, опускалась до $86.

«Газпром» с нынешнего года не раскрывает данных о динамике поставок в дальнее зарубежье и пока не комментирует, возможно ли изменение стратегии продаж из-за обвала цен на ключевом экспортном рынке. Бюджет компании на 2020 г. верстался исходя из прогнозной средней стоимости экспортных продаж в $200 за 1000 куб. м. Но «Газпром» заложил резерв на возможные изменения рыночной конъюнктуры в размере 676,5 млрд руб., говорил в феврале зампред правления компании Фамил Садыгов. Снижение прогнозной экспортной цены даже до $175 за 1000 куб. м уменьшает размер «страховки» на 100 млрд руб., указывал Садыгов. Эта цифра справедлива при сохранении общих объемов экспорта, сказал он: «Снижение закладывали не более 10%».

В 2019 г. потребление газа Европой выросло на 2,1% до 541,6 млрд куб. м, из которых почти 200 млрд куб. (35,7%) поставил «Газпром». «В базовом сценарии в 2020 г. мы ожидали рост спроса на газ в Европе на 10 млрд куб. м до 552 млрд куб. м и увеличение импорта СПГ до 100 млн т», – говорит директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. Но эпидемия, очевидно, внесет свои коррективы: истинный масштаб воздействия коронавируса на экономическую активность в Европе оценить сейчас почти невозможно. Ясно одно: растущая привлекательность газа на фоне падения его цены не сможет перекрыть негативного эффекта от пандемии.

Потребление газа в Европе в этом году может упасть из-за теплого начала года и замедления экономической активности, связанной с пандемией, соглашается старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Однако обвала спроса не будет, даже если карантин затянется, – уверен Маринченко. – В отличие от нефти газ в основном используется для электрогенерации и отопления и в меньшей степени для транспорта».

На фоне падающих спотовых котировок «Газпром» продолжает активно торговать на этом рынке. В начале года аналитики ожидали, что «Газпром» может снизить продажи газа через собственную европейскую электронную торговую площадку (ЭТП). Но данные «Газпром экспорта» на 24 марта демонстрируют обратное. В общей сложности с начала года через ЭТП было продано более 8,6 млрд куб. м газа, в том числе почти 2,4 млрд куб. м – с начала марта. За весь прошлый год компания продала через свою площадку 14,1 млрд куб. м. При этом средняя цена продаж на ЭТП снизилась до минимального за историю платформы значения – $113 за 1000 куб. м. Еще год назад цены превышали $200 за 1000 куб. м.

При этом в марте кардинальные изменения претерпела структура продаж через ЭТП с точки зрения сроков поставки газа. В январе – феврале около 80% объемов продавались через аукционы со сроком поставки не далее чем на следующий месяц с момента сделки. В марте почти три четверти проданных объемов – поставки на два месяца и более, в том числе на IV квартал 2020 г. и даже на 2021 г.

Газ, продаваемый сейчас на ЭТП по $113 за 1000 куб. м, будет направлен в Европу не ранее лета, указывает Белова. «Интерес покупателей понятен: если ориентироваться на текущую форвардную кривую [газового хаба в Великобритании] NBP, c августа цена газа должна начать подрастать и к декабрю достичь $145 за 1000 куб. м, – указывает Белова. – «Газпром» же в условиях текущей неопределенности на рынках заинтересован в росте гарантированных объемов сбыта своего газа».

«Сложно сказать, есть ли у «Газпрома» четко продуманная стратегия поведения в нынешних условиях, – говорит Маринченко. – Но пока его действия похожи на то, как сейчас действует Саудовская Аравия на рынке нефти, – максимизировать продажи». Рост контрактов с поставками в будущем объясним, считает Маринченко: «Компания пытается застраховаться от риска, что период сверхнизких цен затянется». Восстановление рынка может растянуться на несколько лет, допускает эксперт.

У производителей СПГ, приток которого и стал одной из причин перенасыщения европейского газового рынка, «очевидно, появляется стимул максимально отложить сроки запуска новых мощностей», цитирует корпоративное издание «Газпрома» начальника управления структурирования контрактов и ценообразования ООО «Газпром экспорт» Сергея Комлева.

Поставки СПГ в Европу с начала года выросли в общей сложности на 22,3% до 24,6 млн т, подсчитали в Vygon Consulting. Но вместе с падением спотовых котировок динамика поставок СПГ в марте обратная – они снизились на 10,5% до 5,7 млн т. В тройку основных поставщиков по-прежнему входят Катар, США и Россия. Но поставки американского СПГ, которые за январь – февраль выросли почти в 3 раза, в марте вернулись к уровню 2019 г.

«Газпром» себестоимость экспортных поставок в дальнее зарубежье не раскрывает. Маринченко оценивает ее примерно в $100 за 1000 куб. м без учета капитальных расходов, пишут Ведомости.