О своих газовых сделках Газпромбанк сообщил в отчете по МСФО за 2009 г. В мае этого года он купил 100% Centrex Europe Energy & Gas AG (головная компания группы Centrex). Сумма сделки — $212 млн, продавцы не раскрываются. Блокпакет «Ямал СПГ» банк продал в апреле 2009 г. за 2,6 млрд руб. (около $79 млн на тот момент). Покупатели также неизвестны, представители Газпромбанка оставили вопросы «Ведомостей» без ответа.

Назад в Австрию

Газпромбанк создал Centrex в 2003 г. Об этом сообщал «Газпром», который тогда формально контролировал банк (сейчас контроль — у НПФ «Газфонд», активами которого управляет «Лидер» банка «Россия»). Трейдер нужен «для деятельности в сфере энергетики на либерализованных европейских рынках», указывал концерн. Но насколько успешен бизнес Centrex, неизвестно: финансовые показатели не раскрываются, оценить его эксперты не берутся. Сотрудники «Газпрома» не раз говорили, что обороты у Centrex не слишком большие, сделать из нее крупного игрока не вышло.

В 2005 г. Centrex уже не было в списке аффилированных лиц Газпромбанка. Кто купил акции, не раскрывалось. Но до 2009 г. 100% трейдера «держала» инвесткомпания IDF Anlagegesellschaft, указывалось на ее сайте. Ее тоже учредил Газпромбанк, но в 2005 г. продал 80%-ный пакет IDF швейцарскому Russische Kommerzial Bank (который тогда контролировался ВТБ). IDF указывала, что управляла фондом, где находились акции Centrex («Газ I», Лихтенштейн), а стоимость актива в 2008 г. оценивала в $283 млн. Пайщики фонда не раскрывались. Лишь однажды Еврокомиссия в одном из отчетов за 2005 г. указала, что менеджеры Centrex состоят «в близких личных отношениях» с руководителями «Газпрома».

Чья премия?

«Газпром» формально контролировал Газпромбанк до середины 2006 г. (а через совет директоров — до прошлого года). И банк успел провести не одну газовую сделку. Например, в 2005 г. получил 25,1% в операторе гигантского Южно-Тамбейского газового месторождения на Ямале («Ямал СПГ»), а в 2006 г. купил за $131 млн 51%-ный пакет «Сибнефтегаза» с запасами в 400 млрд куб. м. «Сибнефтегаз» еще у банка, следует из его отчета; хотя банк хотел избавиться от обоих активов, не раз говорили его менеджеры.

В декабре 25,1% «Ямал СПГ» собирался купить совладелец трейдера «Сургутэкс» Петр Колбин, сделку даже одобряла специальная правительственная комиссия. Кто же в итоге купил актив у Газпромбанка еще прошлой весной, не ясно. С Колбиным связаться не удалось. По данным ЕГРЮЛ, у Колбина — 49% «Сургутэкса», контроль — у нефтетрейдера Геннадия Тимченко, говорили ранее его знакомые. При этом Тимченко — совладелец «Новатэка», который, в свою очередь, контролирует «Ямал СПГ»: летом 2009 г. «Новатэк» выкупил 51% этой компании у структур Тимченко за $650 млн.

«Новатэк» уверен, что заплатил справедливую цену, говорит его представитель. И если брать оценку «Ямал СПГ» по этой сделке, то за 25,1% Газпромбанк мог выручить до $320 млн. Но его выручка в 4 раза меньше. И это представители банка также не комментируют.