Эксперт, старший преподаватель Московской государственной академии водного транспорта Валерий Чернышев уточнил обозревателю RCC основные тренды в транспортном обеспечении Российского Севера продукцией нефтепереработки.

«Хотя в начале 2000-х гг. и позже были заявлены крупные железнодорожные проекты на Севере России, реализация большинства из них либо откладывается, либо отстает от графика. Поэтому на речной транспорт по-прежнему приходится основная нагрузка в обеспечении Севера РФ нефтепродуктами и другими изделиями нефтепереработки.

Из-за обмеления ряда речных артерий в 2015 г., этот завоз периодически запаздывает. Что особенно характерно для поставок в некоторые северные районы Восточной и Западной Сибири. В целом, минимум 70% общего объема завозимых продуктов нефтепереработки на Север приходится на речной транспорт. Причем, свыше половины объема речных поставок этой продукции на Север РФ осуществляется в Восточной Сибири. В структуре этих грузов – топливные нефтепродукты (не меньше 50%), а также нефтяные кокс, смолы, гудрон, битум.

Большинство речных портов, обслуживающих Северный завоз нефтепродуктов и других грузов, обладают необходимой провозной способностью. Но усложнение технологических условий судоходства Юг-Север требует реконструкции ряда речных портов на севере, северо-востоке Сибири и в северных районах Северо-Западного ФО.

В структуре флота, используемого для этих перевозок, по-прежнему преобладают суда с 25-ти, а то и с 40-летним эксплуатационным «стажем». В рамках Российского Речного регистра возможно продление нормативного срока эксплуатации этих судов с 25 до 30 лет. В ближайшие 4 – 5 лет планируется обновить часть флота, работающего на линиях Северного завоза, российскими судами».