Госдума приняла во втором чтении поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие изменение нормативов зачисления ряда акцизов и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в региональные и федеральный бюджеты, а также корректировки правил использования Фонда национального благосостояния (ФНБ) и правил межбюджетных отношений.

Документ был внесен правительством РФ одновременно с проектом бюджета на 2022-2024 годы и является бюджетообразующим. Как подчеркнул ранее замминистра финансов РФ Алексей Лавров, законопроект призван стабилизировать исполнение бюджетов, отказаться от особенностей, которые вводились на временной основе, и закрепить на постоянной основе оправдавшие себя нормы.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин обратил внимание, что ко второму чтению законопроекта был подготовлен ряд существенных поправок, часть из них непосредственно касается поддержки региональных бюджетов. "Правительство по согласованию с парламентской комиссией сможет без внесения изменений в закон о бюджете определять объемы межбюджетных трансфертов 10 регионам с наименьшей бюджетной обеспеченностью. Это позволит в случае ухудшения социально-экономической ситуации в данных регионах оперативно направлять дополнительные средства на их поддержку", - отметил он.

Норма об использовании ФНБ - на постоянной основе

Законопроектом предлагается установить на постоянной основе норму о возможности использования правительством РФ в установленном им порядке средств ФНБ сверх объема, предусмотренного законом о федеральном бюджете, в случае снижения цен на нефть ниже базового уровня. Эта норма позволит при снижении цен на нефть направлять средства Фонда на обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) федерального бюджета до внесения поправок в бюджет, для оперативного реагирования, указано в пояснительной записке.

По словам Лаврова, это вытекает из сути ФНБ как "страховой подушки", потому что может оказаться так, что нет времени на внесение изменений в закон о бюджете. В случае, если цена на нефть падает, в объеме до 1 процента можно использовать средства ФНБ. Никакого увеличения расходов не происходит, это перераспределение источников финансирования дефицита, пишет ТАСС.

Во втором чтении была одобрена норма о повышении порога ликвидной части ФНБ с 7% до 10% ВВП, сверх которого средства могут инвестироваться. Как сообщил ранее Лавров, порог предлагается повысить до 10%, чтобы позволить увеличить ликвидную часть фонда на случай неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры и одновременно с этим установить в абсолютных размерах допустимый объем использования средств ФНБ в размере 2,5 трлн рублей на три года для реализации финансирования самоокупаемых проектов. В целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается кабмином, средства ФНБ могут размещаться на субординированных депозитах в госкорпорации ВЭБ.РФ. При этом на операции по размещению средств ФНБ на эти депозиты не распространяются требования Бюджетного кодекса в части управления средствами ФНБ.

Изменения в зачислении акцизов и НДПИ

Для компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ в связи с проектируемыми изменениями в режиме налогообложения отраслей черной и цветной металлургии, угольной промышленности, а также сырья для производства минеральных удобрений (в частности, изменение ставок НДПИ и введение нового акциза) предусмотрена корректировка нормативов распределения доходов бюджетной системы для зачисления в бюджеты регионов части дополнительных поступлений, связанных с изменением налоговых ставок, в размере выпадающих доходов по налогу на прибыль.

Доходы от НДПИ на черные и цветные металлы и минеральные удобрения, а также доходы от акциза на сталь жидкую в доход федерального бюджета будут зачисляться по нормативу 83%, в доход регионального бюджета поступит 17%. Для доходов от НДПИ на коксующийся уголь предусмотрен норматив 75% в федеральный бюджет и 25% - в региональный бюджет. Установление этих нормативов позволит полностью компенсировать влияние роста ставок НДПИ и введения акциза на сталь жидкую на поступления налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ, говорится в пояснительной записке.

Законопроектом предлагается с 2022 года передать доходы от акцизов на средние дистилляты в федеральный бюджет по нормативу 100% (в настоящее время 50% доходов от акцизов на средние дистилляты поступают в федеральный бюджет, 50% - в бюджеты субъектов РФ). При этом предлагается компенсировать уменьшение доходов бюджетов регионов РФ по сравнению с 2019 годом, когда в бюджеты субъектов Федерации поступали положительные суммы акцизов на средние дистилляты, за счет передачи в бюджеты субъектов Федерации (и распределения между ними по дифференцированным нормативам) дополнительно 4% доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, производимую на территории РФ, уменьшив таким образом поступающую в настоящее время в федеральной бюджет часть акцизов на крепкий алкоголь.