Победителем первого онлайн-аукциона по продаже российской нефти Urals на Cанкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) стала компания Gunvor. Об этом РБК сообщил представитель продавца — «Зарубежнефти».
21 сентября «Зарубежнефть» продала на онлайн-аукционе три танкерные партии нефти Urals (300 тыс. т). По данным СПбМТСБ, среди участников торгов были крупнейшие мировые трейдеры и торговые подразделения международных нефтяных компаний. Первые торги длились чуть больше 30 минут, девять участников сделали 12 шагов и увеличили начальную премию к цене в полтора раза, сообщил на брифинге президент СПбМТСБ Алексей Рыбников. По его словам, «все было по-честному, никаких договоренностей, заранее «склеенных» сделок, которые потом через площадку легитимизировали». Но Рыбников не назвал победителя.
Аукционы должны помочь сформировать котировку Urals на физическом рынке, и для этого требуется участие всех основных производителей нефти. Пока что компании продают сырье в рамках закрытых переговоров с трейдерами, а цены узнают у обеих сторон и публикуют аналитики Argus. После физической котировки появятся и торги по фьючерсам на Urals, надеются представители биржи. Это позволит отвязать цену российской нефти от североморского эталона Brent (пока Urals продается по цене со скидкой к этому сорту) и повысить ее.
Аукцион — более прозрачный вариант покупки нефти для мировых трейдеров: в этом случае они видят изменение цены и предложение конкурентов, а не торгуются вслепую, объяснил Рыбников.
Gunvor — знакомый трейдер для российского рынка. В 2000 году его основали швед Торбьерн Торнквист и российский бизнесмен Геннадий Тимченко. Партнерам принадлежало по 43,59% компании, остальные акции были у менеджмента. За десятилетие Gunvor выросла в гиганта с выручкой $80 млрд, писал Reuters. Компания была крупнейшим покупателем российской нефти с долей 40%, но на исходе десятилетия стала терять позиции, снизив свою долю закупок до 15–20%. Наконец, в 2012 году трейдер неожиданно для рынка и вовсе не смог заключить контракт с «Роснефтью» и остался практически без российской нефти, сообщило агентство. Среди возможных причин оно назвало разногласия между Тимченко и новым главой «Роснефти» Игорем Сечиным.
19 марта 2014 года, за день до введения персональных санкций США, Тимченко продал свою долю в Gunvor Торнквисту. Сделка готовилась давно, но санкции ее ускорили, пояснил потом Тимченко журналистам.