Президент России Владимир Путин назначил Илью Клебанова министром промышленности, науки и технологий, сохранив за ним кресло вице-премьера. Это сообщение стало очередным этапом в укреплении структуры власти, которая выстраивается в нашей стране.

Интересно, что в указе президента об изменении структуры федеральных органов перечислены три обязательных министра-заместителя Председателя Правительства, среди которых министр промышленности, науки и технологий указан первым, «в обход» министров сельского хозяйства и даже финансов. Все это говорит о том значении, которое придается названному посту.

Аналитики рассматривают и изменение в структуре правительства и, особенно, назначение Ильи Клебанова, курировавшего ранее ВПК, двояко: одни говорят об усилении милитаризации руководства и страны в целом, другие – о том, что укрупнение правительственных структур приближает Россию к тем странам, в которых правительство осуществляет лишь общее руководство экономикой, для чего нет необходимости в огромном количестве отраслевых министерств. Думается, что истина лежит посередине: либерализация правительства (в экономическом понимании этого слова) сочетается сегодня с ужесточением власти (в данном случае – в управленческом смысле).

Кроме того, не стоит забывать о российской традиции первоочередного развития тех отраслей, которые могут иметь прямой военный эффект. Причем зародилась эта тенденция отнюдь не в годы советской власти. С этой точки зрения естественно желание президента связать подъем науки и промышленности вообще – с курированием их человеком из ВПК. С другой стороны, можно говорить о том, что это «простое» решение приведет к консервации привычного для России состояния, когда преимущество отдается военным исследованиям.

Интересно взглянуть на проблему с точки зрения близких rcc.ru отраслей индустрии. Разве не схоже укрупнение властных структур с процессами, происходящими в химической и смежных областях, где крупнейшие корпорации поглощают мелкие и стоящие на грани банкротства предприятия?

С одной стороны, сегодня наблюдается огромное количество банкротств, судебных исков, связанных с неплатежами, манипулированием акциями и т.д., а с другой – несомненный рост промышленности. Скажем, одной только микробиологической промышленностью по итогам девяти месяцев 2001 года достигнут рост в 87,6%.

Думается, что усиление руководства промышленностью и наукой может привести к ослаблению первой («исковой») тенденции без ущерба для второй (укрупнение и наращивание объема производства).

Особое внимание следует уделить решению экологических проблем, всегда остро стоящих перед предприятиями химии, нефтехимии и фармацевтики: приведет ли новое назначение к усилению давления на руководителей с целью обеспечения защиты окружающей среды, или новое руководство проявит привычную для военных беспечность в этом вопросе. Думается, что личный опыт Ильи Клебанова, накопленный в последние годы в качестве руководителя различных правительственных комиссий по ликвидации последствий катастроф, позволяет надеяться на его внимание к проблемам экологии.