Радикальные исламистские группировки контролируют большинство участков границы Афганистана с Таджикистаном и Туркменистаном. Эта ситуация усложняет реализацию многих нефтегазовых и экономических проектов на юге и юго-западе Таджикистана. Такие оценки высказаны на конференции о положении в ряде центральноазиатских стран, состоявшейся 31 августа этого года в Москве.
Чрезвычайный и полномочный посол Республики Таджикистан в РФ Иммомуддин Сатторов пояснил обозревателю RCC, что «российский «Газпром», французская «Тоталь», китайская CNPC продолжают нефтегазовые ГРР в Таджикистане. В планах этих компаний – разработка уже разведанных месторождений. Эти проекты давно могли быть реализованы, но они, в большинстве своем, расположены недалеко от афгано-таджикистанской границы, а напряженность в этом районе не спадает. Что касается нефтепереработки, вблизи столицы (г. Душанбе) с июля 2013 г. работает второй в стране НПЗ годовой мощностью в 100 тыс. тонн. Производимая заводом продукция – летнее и зимнее дизтопливо, бензин АИ-80 и низкосернистый мазут. В ближайшие годы мощность этого НПЗ намечено довести до 300 тыс. т/год».
По данным торгпредства Таджикистана в Германии, в таджикистанских недрах разведаны свыше 113 млн тонн нефти, до 900 млрд кубометров газа и не меньше 40 млн тонн газового конденсата. На юго-западе страны – вблизи границы с Афганистаном - сосредоточено свыше 80% объема нефтегазовых запасов страны. Остальная их часть (около 20%) находится в Худжантском регионе (на севере Таджикистана).
Не исключено участие Таджикистана в транзите туркменистанского газа в КНР. Г-н Сатторов не уточнил деталей переговоров президентов Таджикистана и Туркменистана в Ашхабаде в середине августа с.г., сообщив, что «обсуждались, в частности, вопросы сотрудничества в энергетике». По данным информагентства «Gundogar News» (Туркменистан) от 14 июля 2015 г., целесообразно дальнейшее расширение направлений газового экспорта Туркменистана, «предполагающее присоединение Таджикистана к проекту по стабильному транзиту газа из Туркменистана в Китай».
Но, как отмечалось на форуме, ухудшение ситуации на афгано-туркменской границе угрожает безопасности Туркменистана. И способно усложнить реализацию туркменистанских газоэкспортных проектов, особенно в страны Южной Азии. «В отличие от Таджикистана, Туркменистан не участвует в Организации договора о коллективной безопасности» (ОДКБ) СНГ, - уточнил RCC Николай Бордюжа, генеральный секретарь ОДКБ. - Каждая страна сама решает, участвовать ли ей в таких структурах. На мой взгляд, для Туркменистана решение этого вопроса – ввиду обстановки на границе с Афганистаном - все более актуально» (участники ОДКБ – РФ, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан и Таджикистан. - Прим. Ред.).