импортозамещение

Слабое место — импорт

 Безопасность любого государства измеряется не только количеством и качеством вооружений, но и способностью эффективно противостоять экономическим атакам. И сегодня эта тема особенно актуальна для Российского государства. Сила политической воли, рост патриотизма, которые продемонстрировали россияне в связи с событиями на Украине, вызывают в мире не только одобрение. Усиление позиций России вылилось в бурю нападок.

Наша страна достойно выдерживает негативное давление со стороны западного общества, связанное с обострением геополитической обстановки. Но США и лидеры других государств, идущие в американском фарватере, не оставляют попыток «приструнить» Россию с помощью «экономических поводьев» — различных санкций и новых их форматов. Пока, к счастью, не слишком агрессивно, ведь в нынешнем интегрированном мире ограничения, наложенные на одно государство, неизбежно отразятся на других — его экономических партнерах. «Что касается Европы, то необходимо отметить очень прочные торговые связи ЕС с Россией, — комментирует ситуацию управляющий директор группы банка LombardOdier Арно Леклерк. — Например, товарооборот Германии с Россией в 2012 году составил около 110 млрд долларов. В связи с этим вряд ли Германия решится на очень жесткие санкции, поскольку сама страна и немецкие компании пострадают от этого».

Излюбленная Вашингтоном «санкционная дубинка» уже срикошетила по странам-партнерам. Например, сервисная нефтегазовая компания Weatherford сообщила о сокращении 7 000 рабочих мест и снижении ожидаемых прибылей. Потому крупные нефтегазовые корпорации, создавшие совместные предприятия, в частности СП «Роснефть» и американская ExxonMobil по освоению арктического шельфа, лоббируют бессанкционный режим взаимодействия России со странами Запада. Зарубежные партнеры учитывают, что могут потерять позиции на российском рынке, ведь в случае применения различного рода ограничений возможны и обратные последствия — усиление экономической самостоятельности РФ, частичный либо полный отказ некоторых российских заказчиков от продукции зарубежного производства в пользу отечественных производителей. Но политики продолжают попытки вмешаться в экономические планы ведущих мировых корпораций. Так, представители американских и канадских компаний в кулуарах жалуются на политическое давление с целью сократить связи с Россией.

Противостоять половине мира очень сложно, даже имея развитую разнонаправленную экономику. Понятно, что давление было бы более мощным, не требуйся европейским государствам российский газ. Но нашим слабым местом остается зависимость от поставок зарубежных технологий и оборудования. Да и в целом сводный перечень российских импортозависимых позиций слишком обширен — от редкоземельных металлов до селедки. Даже флагман российской экономики — топливно-энергетический комплекс уязвим. Поскольку в ТЭК отсутствует развитая инновационная инфраструктура, нефтегазовые предприятия сели на «технологическую иглу», попав в зависимость от импортных технологий и оборудования. При этом иностранные компании открывают для рынка России далеко не все свои технологии.

Справедливости ради надо отметить, что ситуация сложилась не сегодня. Наследие «сырьевой державы» мы приняли еще от Советского Союза. Но если на момент распада СССР у экономики еще оставались производственные и технические мощности, то к сегодняшнему дню потенциал значительно сократился, а множество наукоемких технологий навсегда утеряно. В 1990-х годах научные исследования практически не велись, и страна серьезно отстала. В результате сейчас Россия закупает оборудование, механизмы, автомобили, медикаменты, металлы, мясо, напитки, одежду, дизельное топливо, бензин, каучук и много другое. Как свидетельствует таможенная статистика, почти 70% товаров импортируется из дальнего зарубежья.

Ситуацию понимают на самом высоком уровне. Хотя санкции, принятые «цивилизованным миром» против России, не причинили пока экономике ощутимого ущерба, Президент Владимир Путин в условиях обострения отношений с Западом и его союзниками поставил задачу освобождения экономики страны от импортозависимости. В первую очередь требуется перестроить российский топливно-энергетический комплекс. Этот тезис прозвучал недавно в Астрахани — на заседании, посвященном обновлению ТЭК, в котором участвовал глава государства. По словам Президента, новая экономическая политика в области энергетики особенно важна после заключения «сделки века» с Китаем и с учетом желания России плотнее интегрироваться в азиатско-тихоокеанский рынок. Владимир Путин отметил, что зависимость от импорта оборудования нужно минимизировать.

Опора на свое производство

Как ни парадоксально это звучит, но санкции сослужили добрую службу. Сегодня, когда Президент поставил задачу восстановить производство в нашей стране, на эти цели предполагается выделить средства из бюджета. Ситуация может дать новый толчок к реализации стратегии модернизации, которая была предложена еще в 2010 году. Напомним: тогда в рамках проекта было выделено семь отраслей, на которых необходимо сконцентрировать усилия по модернизации. Это энергетика, космос, информационные технологии, оборона, связь, транспорт и нанотехнологии. Аналогичная задача стоит и перед всем ТЭК. Добыча углеводородов играет ключевую роль в российской экономике, и поэтому обеспечение стабильности и независимости отрасли от внешних угроз является первостепенной задачей государства.

По мнению руководства страны, благодаря своему платежеспособному спросу топливно-энергетический комплекс должен стать основой экономического роста России. Он обеспечит «мультипликативный эффект» за счет «якорного заказа» оборудования, услуг, технологий, локализации производства, то есть политики импортозамещения. Такой подход способствует сохранению валютной выручки внутри страны и как следствие — росту валютных резервов, улучшению торгового баланса, что создает благоприятную среду для роста национальной промышленности.

В ближайшее время правительство должно подготовить план по локализации производства на базе инвестиционных программ предприятий отрасли. Но нужно понимать, что импортозамещение — это стратегия догоняющего, поэтому она должна привести не просто к становлению производства, но к производству на высоком конкурентоспособном уровне. Для организации производства продукции, способной потеснить зарубежные аналоги, предприятиям необходимы налоговые льготы и государственная поддержка. А в том, что российские производители способны справиться с подобной задачей, сомнений нет.

Проблема отечественного машиностроения ТЭК кроется еще и в том, что нефтегазовые компании не готовы заказывать оборудование и сервисные услуги у местных поставщиков. Но если 5—10лет назад разговоры о том, что российское оборудование уступает по качеству импортному, были достаточно обоснованы, то сегодня это утверждение уже оспаривается. Отечественное машиностроение, по оценкам специалистов, выросло, и дальнейшая его судьба напрямую зависит от долгосрочных контрактов, то есть возможности мыслить на перспективу, предусмотреть в том числе и планы по техническому перевооружению. При этом отраслевое сотрудничество будет выгодно обеим сторонам, хотя бы потому, что зарубежные предприятия при широком ассортименте и стабильном качестве продукции «не дорабатывают» ее до конечных потребителей, предлагают по принципу «как есть», а отечественные производители более гибки — они разрабатывают и адаптируют оборудование под индивидуальные особенности заказчика.

Такое партнерство можно назвать по-настоящему государственным подходом, поскольку выгоду получают не только отдельные компании, но и экономика страны в целом. Руководители предприятий, ратующие за программу импортозамещения, по сути предлагают поднять российскую промышленность на новый качественный уровень. Конечно, результат проявится не сразу, но это дальновидная политика, которая свидетельствует о глубоком понимании существующих в экономике проблем.

Импортозамещение как фактор роста

Сегодня в России есть положительные примеры замещения электрооборудования, горно-шахтных и нефтегазовых механизмов, оборудования для химической промышленности. Например, в ОАО ФСК ЕЭС, возглавляемом председателем правления Андреем Муровым, доля закупаемого электротехнического оборудования отечественного производства значительно увеличилась: в 2010 году она составляла 35%, а в 2014 году запланировано закупить уже до 55% продукции российских производителей. При этом энергетики делают упор на масштабную работу по локализации производства на территории России. В связи с этим можно упомянуть производство комплектных распределительных устройств с элегазовой изоляцией (КРУЭ) компанией Hyundai в городе Артем, выпуск силовых трансформаторов в Санкт-Петербурге компанией Toshiba совместно с ОАО «Силовые машины», а также производство компанией J-PowerSystems высокотемпературных проводов на базе группы компаний «Москабельмет» в Москве. В целом в соответствии с энергетической стратегией страны до 2030 года доля импортных машин в объеме закупаемого оборудования должна значительно сократиться. На конец первого этапа (2012—2014 гг.) она составит не более 15%, второго этапа (2020—2022 гг.) — не более 10%, а к 2030году снизится до 5%.

Одним из примеров локализации производства высокотехнологичного оборудования для ТЭК является сотрудничество ЗАО «РЭП Холдинг» с рядом зарубежных производителей по выпуску газоперекачивающих агрегатов, газовых турбин и прочих типов нефтегазового и энергетического оборудования. «РЭП Холдинг» подписал программу долгосрочного сотрудничества с ОАО «Газпром» по 2020 год, предусматривающую производство и внедрение современного высокотехнологичного газоперекачивающего оборудования на ключевых объектах реконструкции и нового строительства в рамках развития системы магистральных газопроводов.

Отечественные конструкторы делают упор не просто на производство аналогов, а на новые, уникальные разработки, адаптированные к нашим климатическим и географическим условиям. В Санкт-Петербурге ПКБ «Автоматика», входящее в состав консорциума ООО «Русская фрактуринговая компания», провело испытания новейшего мобильного комплекса для гидравлического разрыва нефтяных и газовых пластов. Характеристики созданного российскими инженерами оборудования ГРП превосходят все мировые аналоги по ключевым показателям мощности и мобильности. В целях работ, прописанных в госконтракте, прямо значится: «Снижение зависимости отечественной нефтегазовой отрасли от импорта сервисных услуг, технологий и оборудования ГРП».

Самым масштабным инвестиционным проектом импортозамещения в российской нефтехимической отрасли стало строительство завода в Тобольске, где предприятие «СИБУР холдинг» запустило производство полипропилена из продуктов переработки попутного нефтяного газа, позволяющее полностью отказаться от импорта пластика в Россию. По словам председателя совета директоров и совладельца холдинга Леонида Михельсона, это ключевой этап реализации стратегии, направленной на глубокую переработку сырья для удовлетворения внутреннего спроса и импортозамещения. По затратам на тонну выпускаемого полипропилена «Тобольск-Полимер» попадает в 10 % наиболее эффективных мировых мощностей. А к 2015 году «Газпром нефтехим Салават» планирует построить комплекс по производству акриловой кислоты и акрилатов, служащих основой для суперабсорбентов и дисперсий, которые используются для выпуска средств гигиены. Пока же львиная доля продукции этого кластера поступает из-за рубежа.

С опережением сработал «Газпром», еще в 2003 году начавший внедрение программы импортозамещения, позволяющей обеспечить нефтегазовую отрасль материалами и оборудованием, которые раньше можно было приобрести исключительно за пределами нашей страны. «ОАО «Газпром» и ООО «Газпром комплектация» как его дочернее предприятие заинтересованы в отечественных производителях и готовы с ними работать, закупать оборудование и материалы, но, конечно, с учетом отраслевых требований по качеству и дисциплине поставок», — отмечает Игорь Федоров, генеральный директор ООО «Газпром комплектация». Итогом такой политики стал низкий уровень рисков и зависимости от зарубежных поставщиков, что дает возможность дочерним предприятиям компании работать более стабильно в любых условиях.

Так, по инициативе «Газпром добыча Оренбург» отечественными машиностроителями разработано несколько типов газопромыслового оборудования, применяемого на Оренбургском нефтегазоконденсатном месторождении. Эту идею активно продвигали генеральный директор «Газпром добыча Оренбург» Сергей Иванов и главный инженер предприятия Александр Мокшаев. В результате газовики получили оборудование, которое не уступает, а во многих случаях превосходит по технико-эксплуатационным параметрам более дорогие импортные аналоги. В частности, успешно внедрен комплекс подземного оборудования производства Завода «Измерон», предназначенный для добычи газа в средах с высоким содержанием сероводорода. Ранее поставщиками подземного оборудования на нефтегазовые месторождения с агрессивными средами были исключительно зарубежные производители. В результате политики, активно проводимой в компании «Газпром добыча Оренбург», сейчас эксплуатация и строительство новых скважин Оренбургского месторождения не зависят от возможных внешнеэкономических и политических факторов.

«Газпром добыча Надым» по инициативе генерального директора Сергея Меньшикова и главного инженера Игоря Морозова с 2011 года активно реализует программу импортозамещения и внедряет отечественные комплексы подземного оборудования на Бованенковском нефтегазоконденсатном месторождении. Сегодня скважины месторождения комплектуются только российским оборудованием.

НК «Роснефть» — один из флагманов нефтегазовой отрасли — недавно сформировал департамент локализации техники и технологий, который возглавил Константин Лаптев в ранге вице-президента, что свидетельствует о том, что компания всерьез ориентирована на развитие взаимодействия с российскими производителями и разработчиками оборудования. Глава «Роснефти» Игорь Сечин поддерживает идею масштабной диверсификации экономики в условиях западных санкций и развития стратегии замещения сложного технологического оборудования и нефтесервисных услуг продукцией отечественных компаний.

Совсем недавно было официально объявлено о том, что «Роснефть» подписала соглашение в отношении покупки у Weatherford активов в области бурения и ремонта скважин в России. Это знаковое событие в российском нефтесервисе подтверждает, что стратегия «Роснефти» направлена на наращивание технологического потенциала — главным образом благодаря российским производителям.

Подводя итог, отметим, что в целом в стране явно возрос интерес к отечественному производству. Без сомнения, подхлестнули его и события, связанные с Украиной. Вполне вероятно, что многие госкорпорации в ближайшем будущем, последовав примеру «Роснефти», начнут запуск процессов внутренней реорганизации с выделением отдельных служб и назначением лиц, ответственных за деятельность, направленную на повышение доли применения продукции отечественных производителей и поставщиков услуг.

За счет активации процессов замещения отечественной продукцией импортных компонентов и материалов Россия, по оценкам разных экспертов, может добиться экономического роста от 5 до 15% ежегодно. При этом, по мнению специалистов, концентрация усилий и помощь государства должны быть направлены на развитие отечественной промышленности в целом, так как модернизация только нескольких секторов не может выправить общую ситуацию в экономике, а лишь приведет к разрыву между ее сегментами. Это сложный, дорогостоящий и долговременный процесс, на пути которого существуют административные барьеры, но в перспективе есть большой плюс — ослабление влияния на нашу страну неблагоприятных тенденций мировой и, прежде всего, американской политики, которая в последнее время изобилует сюрпризами.

Источник: russia-tek