26 июня 1998 года на «Тверь-ПЭТФ» было введено конкурсное производство, а 16 мая 2000 года на открытых конкурсных торгах предприятие перешло в собственность АК «СИБУР», заплатившего за него 35, 001 млн рублей.
В июле 1996 года внешнее управление было введено на ОАО «Тверьхимволокно», а в феврале 1998 года запущено конкурсное производство. Продажу имущества предприятия предполагалось осуществить с открытых торгов. План продаж был утвержден собранием кредиторов 14 апреля 2000 года.
Однако организованные дважды открытые торги были признаны несостоявшимися, в связи с чем 14 декабря 2000 года собрание кредиторов приняло решение о продаже предприятия по прямому договору. 16 апреля 2001 года был утвержден договор купли-продажи имущества ОАО «Тверьхимволокно» АК «СИБУР».
Собрание кредиторов 8 июня 2001 года поручило конкурсному управляющему и генеральному директору «Тверьхимволокна» Николаю Мачалабе подписать соответствующий договор в редакции, предложенной АК «СИБУР», согласно которому «СИБУР» заплатит 20 млн рублей за имущественный комплекс и инвестирует до 2004 года 70 млн долларов. Министерство по антимонопольной политике сделку одобрило, а подписание договора должно было состояться «в ближайшее время».
Между тем Николай Мачалаба подписывать договор отказался, обратившись в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о разногласиях между кредиторами и управляющим по вопросу оборотоспособности имущества должника. Согласно акту экспертной комиссии Минпромнауки РФ от 18 июня 2001 года, имущество ОАО «Тверьхимволокно» является ограниченно оборотоспособным в связи с его использованием для выпуска специального высокопрочного волокна «Армос», применяемого в конструкциях ракетного комплекса «Тополь-М». Николай Мачалаба выразил сомнение в соблюдении особых условий продажи ТВХ, предусматривающих, в частности, гарантии по сохранению производства волокна «Армос». По его мнению, продажа должна состояться на закрытых торгах, поскольку «Армос» является оборонной продукцией, с чем категорически не согласился основной кредитор «Альфа-Банк».
Данный вопрос был предметом судебного рассмотрения Арбитражного суда Тверской области 17 июля 2001 года, вынесшего определение, согласно которому перечень имущества, используемого при производстве волокна группы «Армос» и сопутствующая ему инфраструктура не могут быть отнесены к категории ограниченно оборотоспособного имущества, поскольку не относятся к объектам вооружения или оборудования для его производства.
В августе 2001 года главный кредитор «Альфа-Банк» предпринимает попытку отстранить Николая Мачалабу от должности и назначить новым конкурсным управляющим Ольгу Поташеву, однако Арбитражный суд Тверской области данное предложение отклонил, назначив очередное слушание по этому делу на 19 ноября.
В начале ноября проблема внезапно разрешилась: Николай Мачалаба подписал договор о продаже имущества «Тверьхимволокна» ОАО «Разноимпекс» за 20 млн рублей. Также договор предполагает инвестиции в объеме 100 млн долларов до 2006 года.«Вне игры», таким образом, остался как главный кредитор, так и компания «СИБУР». Таков сюжет и хронология конфликта. Журналисты rcc.ru обратились с просьбой прокомментировать создавшуюся ситуацию главных действующих лиц конфликта – конкурсного управляющего «Тверьхимволокна» Николая Мачалабу, а также представителей руководства «СИБУРа» и «Альфа-Банка».
rcc.ru: Информировал ли конкурсный управляющий Николай Мачалаба кредиторов о намерении продать предприятие стороннему покупателю?
Николай Мачалаба: Я не скрывал, что ищу другого покупателя, говорил об этом на собрании кредиторов, на заседаниях Арбитражного суда, писал письма в Минпромнауки, Правительство, ФСФО. Госпожа Трефилова была мною также проинформирована. На заседании суда 8 октября на вопрос «СИБУРа», есть ли у меня покупатель, я заявил, что есть, хотя назвать компанию несостоявшемуся покупателю я, естественно, отказался.
В пользу заключения сделки именно с этим покупателем, с точки зрения Николая Мачалабы, свидетельствуют следующие соображения: речь идет о сумме, в полтора раза превышающей определенную ранее, кроме того, покупатель принял абсолютно все условия продажи, определенные ТХВ.
«Альфа-Банк»: Продажа произошла неожиданно для нас. Конкурсный управляющий тщательно скрывал информацию и до сих пор скрывает ее от кредиторов, местной администрации. Мы никак не можем добыть даже копию договора, который он якобы подписал.
«СИБУР»: О намерениях Николая Мачалабы продать комбинат другому покупателю мы ничего не знали.
rcc.ru: Расскажите о компании «Разноимпекс», купившей ОАО «Тверьхимволокно». Правда ли то, что она была зарегистрирована месяц назад?
Николай Мачалаба отказался подробно рассказывать о компании-покупателе, сославшись на соображения безопасности. «Могу сказать одно, - заявил он, - компания кредитоспособна настолько, чтобы выполнить покупку в полном объеме. За этой компанией стоит финансово-промышленная экспортно-импортная группа. Инвестиционная программа предусматривает покупку ВНИИ полимерных волокон в Мытищах и создание единого научно-производственного комплекса. По этому поводу 15 октября состоялось совещание в Минпромнауки, утвержден специальный протокол».
Отвечая на вопрос о «молодости» «Разноимпекса», Николай Мачалаба привел такой пример: «Если, к примеру, «Альфа-Банк» учреждает новую фирму сегодня, а завтра эта фирма покупает крупную нефтяную компанию, разве он нарушает закон? Нет, не нарушает». Аналогия просматривается без труда.
«Альфа-Банк»: Мы обнаружили несколько одноименных фирм, фигурировавших в СМИ в рубрике криминальных новостей. Как выяснилось, искомый «Разноимпекс» зарегистрирован чуть ли не месяц назад то ли в Мытищах, то ли в Химках двумя физическими лицами. Где они возьмут деньги на приобретение завода, нам непонятно. Одно дело, когда «СИБУР» заявляет об инвестициях в 70 млн долларов по четко разработанной программе, другое – когда это делают никому неизвестные личности.
«СИБУР»: Эта компания зарегистрирована в сентябре на двух частных лиц по частному адресу. Как вы думаете, фирма, зарегистрированная месяц назад, способна инвестировать 100 млн долларов?
rcc.ru: Почему все-таки внешний управляющий решился на столь решительный шаг? Ведь подготовка договора купли-продажи с «СИБУРом» изначально проходила при активном участии Николая Мачалабы?
Николай Мачалаба: Я был разработчиком программы создания открытого акционерного общества НПО «Химволокно» на базе всех четырех предприятий «Тверьхимволокна» и Мытищинского ВНИИ ПВ. Более того, вел большую пропагандистскую работу в пользу «СИБУРа». Передумал не я, а «СИБУР», моя позиция абсолютно не изменилась. Когда дело дошло до подписания договора, они сказали: «Мы ничего не знаем, даем 20 млн рублей, а имущество поставим на баланс в Салехарде или еще где-нибудь. Мы коммерческая структура и нас интересуют оптимальные налогооблагаемые базы, гарантировать занятость рабочих мы не можем». О таких ситуациях в народе говорят: хотел «купить канарейку за одну копейку». Я же не могу при таких обстоятельствах продать предприятие безо всяких гарантий.
«Альфа-Банк»: Да, действительно, это так. Мы вместе с Мачалабой искали инвестора, мы же назначили его конкурсным управляющим, вместе нашли инвесторов для ПЭТФ. Было здорово, что договорились и о покупке материнской компании. Мы вместе уговаривали «СИБУР». Мачалаба был тогда в нашей команде. Но, видимо, он думал, что станет директором всего, что «СИБУР» там построит, а это в планы «СИБУРа», наверное, не входило. Когда об этом стало известно, Мачалаба повернул на 180 градусов, стал блокировать решения , перестал приглашать на собрания кредиторов. Повлиял субъективный фактор, никаких других причин просто быть не может.
rcc.ru: По какому сценарию могут развиваться события в ближайщем будущем?
«Альфа-Банк»: Мы подали в суд на Николая Мачалабу, отстраним его от внешнего управления, лишим лицензии. У нас есть кандидатура, которая доведет дело до конца. Сейчас мы в тупике, процесс остановился, а достойного покупателя больше не будет.
Николай Мачалаба: «Альфа-Банк» не может лишить меня лицензии. Лицензии может лишить только Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству по жалобе «Альфа-Банка». Проведено служебное расследование, открыто надзорное производство в Тверской области. Комиссия не установила оснований для лишения меня лицензии, потому что есть лишь отдельные упущения.
«СИБУР»: Основной кредитор сделает ряд шагов. Мы же считаем, что «Разноимпекс» не в состоянии осуществить проекты, как могли это сделать мы.
rcc.ru: Какое решение может принять Арбитражный суд? Каковы возможные ответные действия сторон?
Николай Мачалаба: «Тверьхимволокно» станет наглядным пособием, как надо действовать конкурсному управляющему при защите интересов всех кредиторов, и , прежде всего, Российской Федерации, трудового коллектива, когда кто-то незаконным образом хочет прибрать к рукам собственность.
«Альфа-Банк»: Мы не сомневаемся, что Николай Мачалаба будет отстранен от ведения дел.
«СИБУР»: Для покупки такого предприятия требуется разрешение МАП, которого у «Разноимпекса» нет. Посмотрим, что решит суд. Тогда все будет понятно.
Точку в этой истории ставить рано. rcc.ru продолжит следить за развитием конфликта.