В середине марта в Москве в спорткомплексе «Олимпийский» прошла 6-ая международная специализированная выставка «Интерлакокраска’2002». Об итогах выставки корреспондент rcc.ru побеседовал с менеджерами проекта – Натальей Скуратовой и Натальей Толкачевой.

rcc.ru: Когда и почему возникла идея проведения выставки «Интерлакокраска»?

Наталья Скуратова: Появление в 1990-ые годы выставки «Интерлакокраска», которая ныне проводилась уже в шестой раз, объясняется теми тенденциями, которые столь отчетливо проявились вначале в столице, а затем и в регионах. Во-первых, активно началось строительство жилья, стала осуществляться программа сноса «хрущевок». Развернулось масштабное строительство крупных нежилых объектов, например, того же храма Христа Спасителя. Во-вторых, более интенсивно стало вестись дорожное строительство, следовательно, возрос спрос на дорожные покрытия, средства для нанесения разметки, в том числе светоотражающие. В-третьих, увеличилась потребность нефтегазодобывающего комплекса в антикоррозионных покрытиях. Эти события всколыхнули отрасль, позволили нам как организаторам прийти к выводу, что у выставки есть будущее, поскольку будущее есть у отрасли в целом. Время проведения выставки, по нашему мнению, было выбрано очень удачно: теперь «Интерлакокраска» открывает собой каждый лакокрасочный сезон.

rcc.ru: Какова цель проведения выставки?

Наталья Скуратова: Многолетний опыт работы позволяет сформулировать цель так – в одном месте должны встретиться все заинтересованные лица, чтобы узнать новости, прозондировать рынок, определить, имеет ли смысл, например, открывать представительство в России, инвестировать средства в производство. Этим объясняется то, что более половины участников выставки принимают в ней участие постоянно, из года в год. Конечно, может меняться форма участия. Например, после кризиса 1998 года некоторые фирмы отказались от стендов большой площади или предпочли заочное участие. Отрадно, что теперь многие компании, которые выжили в кризисный период, смогли восстановить свое положение как на рынке, так и на выставке.

rcc.ru: Выходит, что площадь стенда является индикатором экономического благополучия компании?

Наталья Скуратова: Зачастую это так, но не всегда. Принцип выставочной деятельности прост: кто громче заявит о себе, того и услышат. Величина и оформление стенда - не столько показатель, сколько заявка, желание декларировать свое положение на рынке. Участники, из года в год берущие маленькие стенды, тоже остаются удовлетворенными. Ведь посетители таких выставок – специалисты, которые подойдут и к маленькому стенду, так как всерьез заинтересованы в деловых контактах.

rcc.ru: Каковы наметившиеся за эти годы тенденции?

Наталья Скуратова: Растет общее число участников, растет число региональных участников, растет количество мелких производителей. Последняя тенденция особенно ярко проявляется в последние годы. У меня есть сведения, что непрофильные предприятия, вплоть до обувных мастерских, переоборудуются под маленькие цеха, производящие краску.

Есть участники, которые занимались торговлей, а потом вложили деньги в развитие производства, например, в опытно-промышленные лаборатории. Вчерашние торговцы разворачивают производство, у них появляются собственные разработки. Таких стало больше в последние годы.

rcc.ru: А как выглядит карта российской лакокраски с высоты выставочной статистики?

Наталья Скуратова: Промышленность сосредоточена в Центральном регионе, это однозначно. Одна из проблем российского рынка как раз и заключается в том, что 90% производства сконцентрировано в европейской части России и ежегодно порядка ста тысяч тонн красок отправляется в Сибирь и Зауралье.

rcc.ru: В чем специфика выставки этого года по сравнению с предыдущими?

Наталья Скуратова: Послекризисные выставки 1999-2000 годов продемонстрировали взлет отечественной лакокрасочной промышленности, вплоть до многократного увеличения объемов производства. Это и понятно, удорожание импортной продукции заставило потребителей переориентироваться на отечественных производителей.

Некоторые эксперты считают, что импульс дефолта не был использован промышленностью в полной мере, а сейчас наметился спад. Я бы не сказала, что речь идет о спаде, пожалуй, мы имеем дело со стабилизацией рынка. Нельзя вечно жить на вулкане. Разговаривая с представителями компаний, поставляющих на российский рынок качественное сырье, например, Rohm and Haas, Clariant, Forcit, мы узнали о том, что объемы продаж по сравнению с прошлым годом выросли на 20-30 %. Но производство на российских заводах стабилизировалось, нет прироста объема выпускаемой готовой продукции. О чем это говорит? Отечественные производители начали заботиться о качестве продукции, закупается новое сырье, осуществляются инвестиции в развитие производства, приобретение оборудования, в том числе дорогостоящего. По этому пути пошли, например, «Эмпилс», «Загорский лакокрасочный завод», «Ярославские краски».

rcc.ru: Вы называете гигантов, а каковы перспективы развития мелких производителей? Ведь сейчас они не в состоянии закупать дорогое сырье и оборудование, производить продукцию высокого качества. Их потенциальный покупатель не имеет тугого кошелька…

Наталья Скуратова: Не такой уж толстый кошелек нужен, чтобы приобрести краски эконом-класса того же «Эмпилса» или «Акзо Нобель». Но если мелкий бизнес не станет развивать производство и следить за качеством продукции, его судьба печальна.

rcc.ru: Переработчики пластмасс в один голос заявляли в интервью нашим корреспондентам, что интерес к сырью и оборудованию более высокого качества свидетельствует об оздоровлении промышленности в целом. Это так?

Наталья Скуратова: Применительно к нашей отрасли это утверждение верно. Если производители перестают экономить на качественном сырье и оборудовании, то автоматически они перестают экономить на качестве продукции. Разумеется, это сразу приводит к росту цены конечного продукта. А это, в свою очередь, означает, что промышленность перестает ориентироваться только на беднейшие слои потребителей.

rcc.ru: Если бы выставка проходила в Европе, то козырной картой для экспонентов наверняка бы являлась экологическая чистота производства. Как в динамике можно оценить желание сделать производство не только выгодным по соотношению цены и качества, но и экологически чистым?

Наталья Скуратова: У нас эта тенденция год от года становится ощутимее. Это проявляется, прежде всего, в отказе от органических растворителей там, где это возможно, в пользу водоэмульсионных красок и красок на акриловой основе. Мелкие производители сразу ориентируются на водорастворимые краски.

Возрастает доля экологически чистых порошковых красок.

Наталья Толкачева: Фирмы стремятся сертифицировать продукцию в соответствии с европейскими стандартами, предполагающими экологическую безопасность как продукции, так и производства.

Не отстают и производители оборудования. Например, НПП «Тристан» из Санкт-Петербурга представляет оборудование для нанесения порошковых красителей, которое экспортируется в 25 стран мира. При использовании этого оборудования достигается экологическая чистота процесса нанесения краски – сокращаются до минимума потери ЛКМ, не поступают в атмосферу вредные вещества.

rcc.ru: Есть ли экспоненты, которые, единожды приняв участие в выставке, принимают решение больше не выставляться? Почему это происходит?

Наталья Толкачева: Есть и такие. Это может быть связано и с финансовым положением компании, и с изменением рекламной стратегии. Но такое решение – не результат провала на выставке. Может измениться род деятельности компании. Два года назад была еще одна причина, которая скорее радовала, чем печалила, – некоторые производители не успевали увеличивать объемы производства прогрессивных на тот момент ЛКМ: их объем производства оказывался равен объему сбыта, и потребности принимать участие в выставке у них не возникало.

rcc.ru: То есть недовольных нет?

Наталья Толкачева: Есть, как в любом деле, например, сразу после выставки доводится порой слышать и негативные отзывы. Но вопрос заключается еще и в подготовленности самой компании, серьезности ее отношения к участию в выставке. Перевес на стенде в пользу торговцев или технологов может привести не к тому результату, на который компания рассчитывала. Следует помнить, что количество переговоров может быть пропорционально количеству заключенных договоров, но отнюдь не равно ему. Месяц после выставки – период подведения предварительных итогов, полгода – время определения реальной отдачи. Только через полгода можно сказать, насколько участие в выставке было результативным для компании.

rcc.ru: Каковы ваши планы?

Наталья Скуратова: Мы планируем, что выставка будет расти и дальше, и надеемся, что на будущий год она займет всю арену СК «Олимпийский». На наш взгляд, есть все основания строить такие оптимистические планы, поскольку отрасль продолжает развиваться и мы наблюдаем растущий интерес к нашей выставке со стороны потребителей.