Большинство продуктов нефтехимической переработки можно по тем или иным признакам определить как «опасные». Один и тот же продукт по разным критериям может попасть в разряд опасных и безопасных. ГОСТ устанавливает виды тары, хранилищ и транспортных средств для нефти и нефтепродуктов, требования к их подготовке, заполнению и маркировке, условия транспортирования и хранения, а также требования безопасности при упаковывании, транспортировании и хранении нефти и нефтепродуктов.

Любая компания, занимающаяся добычей и переработкой нефти, сталкивается с весьма существенной проблемой: полученный продукт надо продавать, а следовательно – обеспечить его упаковку и транспортировку.

Казалось бы, все достаточно просто: в каждой серьезной (или претендующей на это) компании есть структурное подразделение, именуемое «отдел сбыта», которое, как правило, занимается разрешением вопросов, возникающих в процессе продаж и покупок. Однако, если компания не слишком велика и не может позволить себе иметь не просто отдел, а целое дочернее предприятие, ведающее сбытом во всей его полноте, то собрать всех необходимых специалистов практически невозможно. В этом случае неизбежно приходится прибегать к помощи специализированной компании. Тем более, что как в упаковочной, так и в транспортной отраслях существует много фирм, готовых на самых разных условиях предоставить тару под продаваемый продукт, оформить документы, составить маршрут, согласовать его с соответствующими органами и т.д.

Чтобы выбрать, какая именно фирма из достаточно обширного списка действующих на территории страны действительно может помочь, необходимо, прежде всего, определиться: в какую категорию груз входит, какие документы необходимо на него оформлять, в какую тару упаковывать.

И для отправителей, и для получателей все грузы, по самой общей классификации, делятся на две категории – грузы опасные и безопасные. Естественно, в первом случае и упаковка, и транспортировка создают гораздо больше проблем, поскольку требуют специального подхода во всем, начиная от подбора тары и заканчивая оформлением лицензии, заполнение которой во многом зависит от того, к какому классу опасных грузов относится продукт.

Что такое «опасность» и «безопасность» груза Начнем с того, что определение категории «опасный груз» хоть незначительно, но варьируется в зависимости от того, какая транспортная служба утверждает правила перевозки. Наиболее общее законодательное определение: «К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей».

Исходя из этого определения, большинство продуктов нефтехимической переработки можно по тем или иным признакам определить как «опасные». Так, опасными грузами считаются различные виды бензина, дизельного и реактивного топлива, автомобильные масла. Но это только малая часть общего списка. Всего по международным нормативам к категории опасных грузов, представляющих серьезную угрозу для населения и окружающей среды, относится более 2000 наименований. В то же время, эти же продукты нефтехимической переработки могут попасть в разряд безопасных – в том случае, если созданы с использованием современных технологий производства экологически безопасных нефтепродуктов, среди которых:

– автобензины типа АИ-80, АИ-91, АИ-93 с умеренным содержанием ароматических и непредельных углеводородов, не содержащих токсичной добавки свинца;

– дизельные топлива, в т.ч. зимнее и арктическое сорта, содержащие менее 0,05% и 0,10% серы и менее 20% ароматических углеводородов;

– топлива для авиации, отвечающие современным стандартам;

– моторные, трансмиссионные и индустриальные масла, смазки, пасты, СОЖ, антифрикционные, защитные и противоизносные композиции.

Все перечисленные продукты нефтепереработки считаются безопасными, как минимум, по одному критерию – экологичности (в наше время всеобщей загрязненности – качество немаловажное).

В то же время не стоит забывать, что в настоящее время различными физико-химическими методами из сырой нефти производится более 3 тысяч продуктов. Список включает в себя горючие газы и бензин, лигроин и растворители, керосин, газойль, бытовое топливо, широкий состав смазочных масел, мазут, дорожный битум и асфальт; сюда же отнесятся парафин, вазелин, медицинские и различные инсектицидные масла. Кроме того, масла из нефти используются как мази и кремы, а также в производстве взрывчатых веществ, медикаментов, чистящих средств, пластмасс, все возрастающего числа различных химикатов. Многие нефтеперерабатывающие предприятия производят не только индивидуальные углеводороды, но и химические производные этих углеводородов.

Для определения степени экологической безопасности транспортируемого груза эксперты предлагают использовать две группы факторов: факторы, влияющие на аварийность при транспортировке и факторы, определяющие последствия аварии для окружающей среды.

К первой группе факторов относятся:

– характеристика транспортного пути;

– параметры дорожного путевого движения;

– параметры, характеризующие водителей транспортных средств.

Вторую группу факторов представляют:

– параметры окружающей среды по маршруту следования транспорта с грузом;

– параметры аварии и физико-химические и токсикологические свойства груза;

– масштабы распространения веществ в окружающей среде и последствия их воздействия на население и природную среду.

В чем перевозить

Каким бы безопасным по всем законодательно-таможенным определениям ни считался нефтехимический груз, к таре, в которой он транспортируется, а также к условиям транспортировки предъявляются достаточно жесткие требования.

В первую очередь, тара для нефтепродукта должна соответствовать законодательно принятым нормам, утвержденным государственным стандартом Союза ССР маркировки, упаковки, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов в 1984 году. Этот ГОСТ действует и по сей день: в 1990 году он был проверен, после чего с госстандарта по протоколу Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации было снято ограничение срока действия.

Стандарт, в частности, устанавливает виды тары, хранилищ и транспортных средств для нефти и нефтепродуктов (в том числе – углеводородных сжиженных газов), требования к их подготовке, заполнению и маркировке, условия транспортирования и хранения, а также требования безопасности при упаковывании, транспортировании и хранении нефти и нефтепродуктов.

Требований, предъявляемых ГОСТОМ к маркировке, упаковке и транспортировке нефтепродуктов, не просто много, а очень много. В зависимости от того, какой именно продукт переработки транспортируется, видоизменяются предъявляемые к нему требования (для примера: если мазеобразные и твердые нефтепродукты допускается упаковывать в картонные навивные барабаны с применением полиэтиленовых вкладышей, то битум можно грузить только в бумажные мешки: четырех- или пятислойные и изготовленные из специальной бумаги).

Тот же стандарт предъявляет и ряд общих для всех поставщиков нефтепродуктов упаковочно-транспортировочных требований, соблюдать которые они обязаны вне зависимости от того, какой продукт намерены транспортировать.

В первую очередь, общность требований касается маркировки, которая должна быть на нефтетаре (причем как потребительской, так и транспортной):

– наименование нефтепродукта, его марку;

– обозначение стандарта;

– товарный знак предприятия-изготовителя (при упаковывании нефтепродуктов на нефтебазе указывают ее наименование);

– массу нетто или объем;

– дату: месяц и год изготовления нефтепродукта;

– номер партии.

Общий пункт номер два – требования к упаковке нефтепродукта. Перед заполнением нефтепродуктом тара должна быть осмотрена. В том случае, если она загрязнена, ее следует промыть горячей водой с нефтяным растворителем или пропарить до полного удаления остатков нефтепродуктов и механических примесей и просушить. После того, как внутренность упаковки будут полностью удовлетворять этому требованию, следует озаботиться правильным наполнением тары: если вязкими, высокозастывающими, мазеобразными и твердыми нефтепродукты можно загружать ее полностью, то жидкими (если нет специальных требований по упаковыванию в НТД на соответствующий нефтепродукт) – не более, чем на 95% объема.

Для нефтепродуктов, предназначенных для бытового потребления, существует ограничение на объем: они упаковываются в потребительскую металлическую и полимерную тару вместимостью не более 5 куб.дм или стеклянную – не более 1 куб.дм.

Если для транспортировки предназначается «свежеизготовленная» упаковка, надо помнить, что всякая «вновь изготовляемая металлическая тара должна быть с внутренним маслобензостойким и паростойким защитным покрытием, удовлетворяющим требованиям электростатической искробезопасности». Это, впрочем, не означает, что нефтепродукт не может быть упакован в разовую тару без внутреннего защитного покрытия. Может – но только в том случае, если изготовитель и потребитель предварительно этот момент согласовали и свое обоюдное согласие документально зафиксировали.

После того, как избранная тара по правилам заполнена нефтепродуктом, ее герметично закрывают укупорочными средствами в зависимости от вида и конструкции тары – в соответствии с требованиями НТД на нефтепродукт. После чего тару (если она не покрыта консервационными смазками) протирают, а в случае заполнения жидкими нефтепродуктами еще и пломбируют.

Далее, по госстандарту, вступает в силу «принцип матрешки»:после упаковки нефтепродукта в потребительскую тару, он дополнительно упаковывается в тару транспортную:

– бидоны – в деревянные обрешетки;

– стеклянные банки и бутылки – в дощатые неразборные ящики с гнездами-перегородками, с высотой перегородок не менее 3/4 высоты укладываемых банок или бутылок;

– полиэтиленовые, металлические банки и тубы – в дощатые, фанерные, полимерные и картонные ящики. При ярусной упаковке между ними делаются горизонтальные прокладки.

Полиэтиленовые и металлические тубы упаковывают в ящики с гнездами-перегородками.

Стеклянные банки и бутылки объемом не более 0,5 куб.дм допускается упаковывать в картонные ящики с гнездами-перегородками. На чем перевозить

Масштабное транспортирование нефтепродуктов, как правило, осуществляется посредством железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и речного транспорта.

Во-первых, как наливные суда, так и железнодорожные или автомобильные цистерны, в которых транспортируются нефтепродукты, – все они должны обладать внутренним маслобензостойким и паростойким защитным покрытием, удовлетворяющим требованиям электростатической искробезопасности. Перевозить нефть и нефтепродукты в транспортных средствах, не имеющих внутренних защитных покрытий, можно только в том случае, если средства эти введены в эксплуатацию до 01.01.93.

Кроме того, в железнодорожных и автомобильных цистернах, с помощью которых перевозятся нефтепродукты, в обязательном порядке должны быть оборудованы приборы нижнего налива и слива. При транспортировке масел, в соответствии с госстандартом, транспортные средства и резервуары для их налива изготовляют строго в зависимости от группы, к которой они относятся.

Железнодорожные цистерны, подаваемые для подготовки под налив, должны сопровождаться документом, содержащим наименование слитого нефтепродукта. При отсутствии указанного документа наименование слитого нефтепродукта устанавливают анализом остатка из цистерны. Не допускается использовать цистерны для налива нефтепродуктов, применяемых в авиационной технике, если цистерны не имеют сопроводительных документов. Категорически не рекомендуется использовать железнодорожные цистерны, имеющие трафарет «Бензин», для транспортирования нефти, масел, мазута, моторного топлива, битума и аналогичных им по физико-химическим свойствам нефтепродуктов.

В том случае, если железнодорожные цистерны, в которых перевозится нефтепродукт, используются на кольцевом маршруте, они должны проходить профилактическую обработку через промежутки времени, установленные по согласованию изготовителя с потребителем. На цистерны кольцевых маршрутов наряду с грузовыми документами должен оформляться паспорт (формуляр) маршрута, в котором отмечается дата проведения сливно-наливных операций.

Крытые вагоны для парафина и восковых составов должны быть промыты и просушены, а перевозить эти продукты и прочие высоковязкие и высокозастывающие нефть и нефтепродукты (мазуты, битумы, гудрон, масла, парафины и аналогичные продукты) следует в судах, оборудованных средствами обогрева.

Все вышеперечисленное – наиболее общая часть требований и условий, которые предъявляются государством поставщикам нефтепродуктов. Чего не знает всезнающий ГОСТ

Однако, при всей своей всеобъемлющей широте охвата возможных ситуаций и случаев, госстандарт (может быть, просто в силу давности срока его утверждения) не коснулся еще одного способа транспортировки жидких безопасных грузов, в последнее время получающего все более активное распространение.

Так называемая технология FLEXTANK – контейнерные перевозки, при которых используются мягкие резервуары-оболочки, помещенные в стандартные шестиметровые контейнеры ISO, перевозимые автомобильным, железнодорожным и морским транспортом.

Как правило, резервуары для этого способа транспортировки изготавливаются из ткани на основе нейлона или полиэфира с покрытием из синтетического каучука или термопластика и герметизируются. Емкость резервуара составляет 18-23 м3, а грузоподъемность зависит от плотности перевозимой жидкости и достигает 21,5 т, причем собственная масса тары, как правило, не превышает 2% массы груза. При перевозке в обратном направлении в 6-метровый контейнер можно уложить до 15 порожних резервуаров в сложенном виде вместе с устройствами для налива и слива.

Хотя для нашей страны это – серьезное новшество, в Британии этот вид тары впервые был вполне успешно применен в середине 80-х годов, когда компания Trans Ocean Distribution (TOD) использовала его в воинских перевозках. Сейчас резервуары FLEXTANK используются в массовых перевозках нефтепродуктов, продукции химической, пищевой промышленности и прочих безопасных жидких грузов. Немаловажную роль в распространении нового способа транспортировки играет и тот факт, что перерабатывать контейнеры с резервуарами FLEXTANK берутся станции технического обслуживания, находящиеся практически во всех крупных портах мира.

У «мягких контейнеров» есть следующие преимущества. Во-первых, благодаря использованию резервуаров снижаются транспортные расходы (не нужно тратиться на пробег порожних цистерн). Упрощается также доставка от двери до двери в тех случаях, когда традиционные способы перевозки требуют наличия подъездных путей, хранилищ, грузоподъемных устройств, оборудования для перекачки жидкостей. Контейнеры с резервуарами FLEXTANK оптимальны для смешанных перевозок, так как их легко перегружать с одних транспортных средств на другие.

Второй плюс: перевозки жидких грузов по «мягкой» технологии сокращают обратный пробег порожних цистерн и контейнеров. Получаемую при этом экономию можно рассматривать как увеличение провозной способности железнодорожных линий без дополнительных капитальных вложений.

Плюс номер три: погрузочно-разгрузочные операции при использовании «мягкой» технологии достаточно просты для того, чтобы уменьшить потребность в дорогостоящих технических средствах. Операции налива и слива могут выполнять сами клиенты с использованием обычных насосов и шлангов.

Плюс последний, и, может быть, главный – экологическая чистота новой технологии. Как утверждают специалисты, резервуары FLEXTANK приобретаются клиентами для одноразового или многоразового использования для перевозки жидкости одного вида или нескольких совместимых. При этом устраняется вероятность загрязнения почвы и грунтовых вод.

В России «мягкая» транспортировка пока еще остается новинкой, к которой необходимо привыкнуть не только производителям и поставщикам нефтепродуктов, но и (что гораздо важнее) энергетическому законодательству. А до тех пор есть традиционные способы и обязательные требования к их применению.