Бывшие партнеры "Уралкалий" и "Беларуськалий", занимающие более 40% мирового рынка калийных удобрений, в первом полугодии нарастили экспорт в полтора раза. Компаниям помогли высокий спрос на фоне низких цен и стабилизация экономики на ключевых рынках. Но теперь калийщики решили снижать производство, чтобы стимулировать рост цен.

Федеральная таможенная служба (ФТС) сообщила, что в первом полугодии Россия увеличила экспорт калия на 52,9% по сравнению с январем—июнем 2013 года до 4,76 млн тонн. При этом выручка от этих продаж выросла всего на 9,5% до $1,24 млрд. Поставки за рубеж азотных удобрений выросли всего на 5%, до 6,2 млн тонн (выручка снизилась на 9,2%, до $1,68 млрд), а экспорт сложных удобрений упал на 7,8%, до 4,3 млн тонн (в денежном выражении падение составило 20,7%, до $1,55 млрд).

Единственным российским производителем и экспортером калия является "Уралкалий". В компании данные ФТС не комментируют, ее собственные результаты будут раскрыты в конце августа в полугодовом отчете. В то же время, недавно "Уралкалий" сообщил, что объем производства в январе—июне составил 6 млн тонн. С учетом традиционной отгрузки на внутренний рынок 1-1,2 млн тонн за полугодие экспорт в 4,8 млн тонн выглядит реальным, отмечает Константин Юминов из Raiffeisenbank.

Об аналогичном росте экспорта объявил и бывший партнер "Уралкалия" "Беларуськалий". Компании прекратили совместный трейдинг через СП "Белорусская калийная компания" год назад, что привело к скандалу между Россией и Белоруссией и уголовному делу в последней против руководства "Уралкалия". Следствием конфликта компаний стало резкое падение цен на калийные удобрения в мире — "Уралкалий" официально перешел к стратегии роста объемов продаж в ущерб цене. "Беларуськалий" сначала резко снизил продажи, но уже зимой начал их восстанавливать. С тех пор отношения между бывшими партнерами стали спокойнее (к партнерству они так и не вернулись), а "Уралкалий" начал попытки увеличения цен на удобрения.

По данным источника "Ъ" в "Беларуськалии", в январе—июне он продал на внешних рынках 4,8 млн тонн калия (рост на 47%). Объем производства компании, по данным Белстата, вырос на 64%, до 5,25 млн тонн, выручка от реализации увеличилась на 18,2%. До этого ведомство сообщало, что в январе—мае "Беларуськалий" продал около 4 млн тонн по средней цене в $270 за тонну. С осени продукция "Беларуськалия" не облагается экспортной пошлиной в качестве поддержки со стороны государства. Телефон представителя самой компании вчера не отвечал.

Константин Юминов объясняет существенный рост обоих производителей общей ситуацией на рынке. После падения цен с $400 до $300 за тонну во всем мире существенно увеличился спрос на калий. Так, если в первом полугодии 2013 года один из крупнейших потребителей — Бразилия — закупала калий в среднем по $440 на условии CFR, то в аналогичный период 2014 года цена упала до $335 за тонну. "Уралкалий" и "Беларуськалий" очень много поставляли во все регионы, особенно Латинскую и Южную Америку и Юго-Восточную Азию. Также высокий спрос демонстрировали два крупнейших рынка сбыта — Китай и Индия, где после долговременной девальвации стабилизировалась местная валюта.

В середине июня "Уралкалий" уже заявил о сокращении производства в 2014 году с 12 до 11 млн тонн (то есть во втором полугодии компания произведет 5 млн тонн), а снижение предложения должно подтолкнуть цены вверх. Компания рассчитывает на рост цены в Китае на 10% до $335 за тонну. Общим индикатором для рынка должна стать Бразилия, где поставщики ожидают к сентябрю цен на уровне $380 за тонну (сейчас — $350-360). В то же время, влияние на ситуацию будет оказывать спотовый рынок в Юго-Восточной Азии, где сформировались очень большие запасы, закупленные по низкой цене.