КАМАЗ идет на обгон: представители крупнейшего российского производителя грузовиков заявили о том, что по итогам марта продажи КАМАЗа существенно выросли: предприятие продало на 39% больше грузовых машин по сравнению с мартом 2015 г. - 1,9 тыс. грузовиков против 1,3 тыс. годом ранее. По итогам первого квартала также зафиксирован ощутимый плюс в 12% - 4,1 тыс. грузовиков за период январь март по сравнению с 3,6 тыс. за аналогичный период прошлого года. Столь активное увеличение объемов продаж позволяет КАМАЗу наращивать долю рынка: по итогам первого квартала она составила почти 60%, в то время, как по итогам прошлого года она была менее 50%.

Доступные по цене

Ключевых факторов столь бурного увеличения продаж ведущего российского производителя грузовиков несколько. Прежде всего – это падение курса рубля, в результате чего российские грузовые машины стали существенно доступнее иностранных конкурентов. «Одной из основных причин увеличения продаж грузовиков КАМАЗ является их приемлемая стоимость, - указывает Дмитрий Иевлев, генеральный директор транспортного парка логистической компании «ПЭК». - Кроме того, спрос на российские грузовики поддерживает государство с помощью программ стимулирования покупки отечественной техники в лизинг, утилизации и «трейд-ин». Если пользоваться этими программами, то можно получить скидку на покупку крупнотоннажной грузовой техники в зависимости от модели и комплектации от 600 до 800-900 тыс. рублей. В итоге это обходится дешевле, чем приобретение машины у европейских производителей».

Покупатели указывают, что доступная цена на коммерческий транспорт в условиях кризиса приобретает еще более высокое значение, к тому же для перевозчиков также обходится дешевле обслуживание и ремонт российских машин. «КАМАЗ хорошо себя зарекомендовал в ремонтопригодности, наличии запчастей и широкой сети официальных и частных ремонтных станций, - говорит Дмитрий Воеводин, начальник отдела логистических операций DPD в России. - Доступность и наличие запасных частей также является одним из факторов успеха, а в условиях падающего рынка грузоперевозок владельцы КАМАЗа ещё способны удерживать конкурентные тарифы, так как при увеличении стоимости транспортного средства на 50%, тариф изменяется на 15-20%».

Другой важный фактор повышения потребительского внимание к грузовикам КАМАЗ заключается в том, что в последнее время предприятие из Татарстана достаточно успешно обновляет свой модельный ряд, и именно новинки компании пользуются возрастающим спросом. Так, в 2014 году КАМАЗ вывел на рынок свой новый магистральный тягач КАМАЗ 5490, предназначенный для дальних перевозок. Ранее в этом сегменте рынка господствовали исключительно иностранные бренды. Сейчас же автоперевозчики начинают активно обращать внимание на эту вполне технологичную и одновременно доступную машину: по итогам прошлого года прирост продаж этой модели составил 180%. А в марте текущего года на Камском автомобильном заводе начался выпуск тяжелых грузовиков нового поколения. Это – строительные модели самосвалов КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801 и КАМАЗ-65802, которые конструктивно они отличаются более комфортабельными кабинами, улучшенной подвеской, а также новыми моторами.

Активизация экспорта

Наряду с наращиванием объемов продаж в России КАМАЗ активизирует и свои экспортные поставки. По заявлениям представителей завода, по итогам первого квартала предприятие увеличило экспортные поставки на 18%. Компания активизирует свои поставки в Латинскую Америку, на Ближний восток, в страны Юго-Восточной Азии. В частности, особое внимание на КАМАЗе сейчас уделяют поставкам во Вьетнам, Индию, Иран.

Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин рассказал, что еще недавно во Вьетнаме КАМАЗ терпел одни убытки, продавая в этой стране по 40-50 автомобилей в год. Сейчас же продажи во Вьетнаме возросли до 744 машин по итогам прошлого года, а в этом году они предположительно превысят отметку в 1 тыс. автомобилей. С такими продажами КАМАЗ задумывается о возобновлении производственной сборки автомобилей в этой стране.

Ощутимо стимулирует рост экспорта КАМАЗа та же курсовая разница: при упавшем рубле российские грузовики стоят существенно дешевле, по соотношению цена-качество они начинают выигрывать у своих конкурентов прежде всего из Китая.

В ближайшее время КАМАЗ продолжит делать ставку на модернизацию свою продукции, и на сотрудничество с зарубежными партнерами - Daimler и другими компаниями. В частности, на КАМАЗе сейчас активно работают над разработкой нового поколения тяжелых грузовиков, который предполагается комплектовать новым 6-цилиндровым дизельным двигателем КАМАЗ-910. Его создают в партнерстве с немецкой компанией «Liebherr», для чего в Набережных Челнах будет построен отдельный завод моторов.

Всего по итогам текущего года КАМАЗ рассчитывает более 30 тыс. автомобилей, что более, чем на 40% выше продаж прошлого года, пишет Эксперт. А в следующем году предприятие рассчитывает преодолеть плану в 40 тыс. авто. Отчасти этому может способствовать вероятное оживление рынка российских грузовиков в целом. «Рост спроса на новую грузовую технику в текущем году ожидать не стоит, так как в целом экономическая ситуация пока остаётся прежней, - прогнозирует Александр Дьяконов, директор по транспорту логистической компании FM Logistic. – Однако возможно, что в 2017 году, когда экономика оживет, рост продаж грузовиков все-таки будет».